Фото: группа Жлобинского зоопарка в ВК
ЧП произошло 3 июня. Как сообщает погранкомитет, на участке пограничного поста «Боровое» мозырские пограничники задержали двух граждан Украины, которые пытались нелегально попасть в Беларусь и пронести с собой около 500 попугаев в картонных коробках. Мужчин отправили в ИВС и начали против них административный процесс. А что случилось с птицами? Увы, история ещё не окончена, и неизвестно, будет ли у неё счастливый конец.
То ли умирают, то ли нет
Историей заинтересовалась экоактивистка и кураторка по пернатым ООЗЖ «Эгида» Зоя Кенько. Она очень переживает за птиц и не смогла остаться равнодушной в такой ситуации.
Активистка узнала, что умерщвлять птиц при изъятии не стали, и, к счастью, их согласился хоть бы временно принять Жлобинский зоопарк. И всё равно поводов для радости совсем немного.
Во-первых, около сотни попугаев погибло при так называемой перевозке через границу:
«Для контрабандистов птицы – это не живые создания, а просто товар, – рассказывает Зоя.
– Так что везут их очень скученно в картонных коробках. Некоторые птицы погибли от истощения, ко-то просто задавили. Я знаю, что не всем нравится такое сравнение, но в коробках была давка, как когда-то в переходе на Немиге.
Зачем-то сами коробки ещё были завёрнуты в полиэтиленовую плёнку (возможно, чтоб не намокли в болотах, через которые пробирались контрабандисты). Но всё равно всё подмокло, и некоторые птицы, вероятно, переохладились. В любом случае холодная вода только добавила им стресса и уменьшила шансы на выживание».
Во-вторых, зоопарк вроде как делает всё, что может. К нему самому у активистки почти нет претензий.
Ни в самом зоопарке, ни в Жлобине в целом нет возможности обследовать птиц. Многим из них наверняка нужна помощь, но всё, что они получают – это, по словам активистки, вода, еда и энтеросгель. Сейчас птицы находятся в большом уличном вольере, который освободили специально для них.
По словам Зои, они продолжают погибать из-за перенесённого стресса и потому что не получают всего необходимого.
Но директор зоопарка Валерий Чечиков говорит, что сколько птиц им привезли живыми, столько их и осталось.
На вопрос, а сколько, собственно, привезли, он отвечает, что «триста с чем-то» и предлагает всем желающим приехать и пересчитать попугаев самостоятельно.
Методистка зоопарка Елена Автушенко пишет в группе «Жлобинский зоопарк» во Вконтакте, что сейчас с птицами всё в порядке:
«Уборка вольеров, корм в достаточном количестве, фрукты, чистая вода, ветеринарное наблюдение каждый день».
Также она добавляет, что «как раз-таки сейчас они не умирают».
А сотрудница Жлобинского зоопарка Светлана недавно рассказывала Onliner, что за время передвижения и содержания в зоопарке всего погибло около 200 попугаев:
«Это может происходить из-за стресса: их перевозили в замотанных полиэтиленом маленьких коробках. Пока никаких симптомов инфекции у птиц нет. Все это время мы ответственны только за хранение попугаев. Ждали, когда другие органы решат, что будут с ними делать — с такими случаями они встречаются нечасто.
22 июня у попугаев решили взять анализы, теперь мы ожидаем результатов. От этого зависит, что будет с птицами дальше. Если показатели будут в норме, попугаи либо останутся в зоопарке, либо пойдут в продажу. Если же они будут плохими, птицы, как мы понимаем, будут уничтожены».
«Главное – изменить отношение»
Зоя Кенько уверена, что главный источник таких проблемных ситуаций – специфическое отношение к животным и птицам и на уровне отдельных людей, и на уровне законодательства. Что дальше будет с этими попугаями, неизвестно.
22 июня у птиц взяли кровь, чтобы протестировать их на вирус Ньюкасла и орнитоз. Если вдруг окажется, что птицы заражены, их всех убьют. Что будет в случае, если тесты будут отрицательными, не знает никто. Точно известно только то, что государство видит в этих птицах только потенциальный источник прибыли и решения предлагает соответствующие. Например, зоопарку уже предложили выкупить у государства попугаев для постоянного размещения.
Зоопарк, естественно, отказался.
Судя по записям в группе в социальной сети Вконтакте, есть люди, готовые спасать этих птиц – выкупать их и забирать себе домой. Но официальная позиция зоопарка (во всяком случае, пока что) – птицы не продаются. На вопрос, что же будет с пернатыми дальше, методистка отвечает, что это пока неизвестно.
«У нас в стране нет алгоритма, как поступать в таких случаях, – говорит Зоя Кенько. – Это не первый случай, когда через границу пытаются провезти контрабандных птиц, и каждый раз государство реагирует так, будто впервые с этим сталкивается. Никто не знает, что делать.
На птиц как таковых почти всем наплевать, на них только хотят заработать.
Нам надо срочно менять своё отношение к ним – надо осознать, что это живые существа, что им больно, и что к ним нельзя относиться как к так называемому скоропортящемуся товару.
В зоопарках должны быть условия для диагностики и лечения разных видов животных и птиц, но сейчас этого нет, потому что зоопарки относятся к Министерству культуры и от них требуют только приносить прибыль».
Активистка готова сама разработать алгоритм, что должно происходить при задержании контрабандных птиц. Она считает, важно, чтобы:
- изначально была договорённость с зоопарками (минским и областными) о карантине для птиц с наличием условий лабораторной диагностики, лечения и реабилитации пострадавших птиц;
- в должностных инструкциях было прописано, кто и когда с момента поступления птиц должен взять необходимые анализы;
- был описан механизм привлечении волонтёров на помощь;
- было продумано распределение пернатых с целью помощи птицам, а не получения с них прибыли в пользу государства как от скоропортящегося товара, как сейчас.
Сразу не убили - и на том спасибо
И пусть нынешняя история кажется жуткой, но по сравнению с предыдущими случаями крупной контрабанды птиц она очень даже позитивная.
В 2008 году интернет-газета naviny.by писала о том, как из Украины контрабандист пытался ввезти в Беларусь 277 попугаев. Сам мужчина сбежал, а вот птиц сожгли – поситали потенциально опасным грузом из-за вспышки птичьего гриппа на территории Украины.
Начальник Брестского пограничного контрольного ветеринарного пункта Владимир Ковальчук говорил, что не было другого выбора, кроме как «произвести утилизацию всех попугаев».
«Вы же не будете задумываться, ампутировать ли конечность, которая заражена гангреной, чтобы спасти человека?
Вы представляете, какие меры нужно было бы предпринимать, если бы птицы принесли к нам грипп, сколько бы домашней птицы пришлось бы уничтожить? — интересовался главный ветеринар Брестского пограничного контроля.
– Это граница — мы тоже сражаемся за нашу процветающую Беларусь, инфекционные заболевания не должны пройти и не пройдут, будьте уверены. Мы не пропустим», — подытожил Ковальчук.
Ещё одно интересная контрабандная история случилась в 2016 году. Тогда в Лельчицком районе Мозырьские пограничники задержали мужчину с почти 450 попугаями, но в тот раз их решили не изымать и не сжигать, а просто оставить контрабандисту, так как за ними надо было ухаживать.
Когда к нему пришли составлять протокол, птиц в доме не оказалось.
Мужчина объяснил это тем, что его мать забыла закрыть двери, а попугаи собрались в стаю и улетели.
Суд обязал мужчину выплатить штраф в размере двух базовых величин и возместить государству стоимость «улетевших» попугаев (116,7 миллионов белорусских рублей до деноминации).
Что на самом деле случилось с теми попугаями, неизвестно. Что будет с птицами, которые сейчас находятся в Жлобинском зоопарке, тоже.
Зелёный портал будет следить за развитием событий.