30.11.2017 / 09:11

Около полутора миллионов девочек в Малави находятся под угрозой раннего замужества из-за изменений климата. Каждая вторая девочка в этой стране становится женой до 18 лет.

Гэттин Чамберлэйн пишет для The Guardian, как наводнение стало причиной того, что Нтония Санд, которая только-только стала подростком, стала и женой.

До того, как поле её семьи затопило, они кое-как могли обеспечить себя, но после наводнения они были способны только собирать дрова на продажу.

Поэтому, когда молодой мужчина пришёл в их дом и попросил руки их тринадцатилетней дочери, родители не слишком долго думали, что же ответить, потому что опасались, чтобы он не пошёл искать другую невесту.

Нтония просила их передумать и говорила, что слишком мала для замужества, но было бесполезно. Родители объяснили ей, что «непогода» забрала у них всё, им не хватает еды, и они не могут прокормить её.

В ту ночь она впервые легла в постель с мужчиной, которого раньше и не знала, и следовала инструкциям тёти, которая рассказала ей о сексе. Через десять месяцев она родила первую дочь.

Каждый человек имеет собственное представление о том, как выглядит изменение климата. Для кого-то это морж, пытающийся найти место на тающей льдине, для кого-то – апокалиптический образ городов, исчезающих под волнами.

Но для всё большего количества девушек в Африке  самым ощутимым проявлением изменения климата становятся беременность, роды и уход за собственными детьми в то время, как друзья и подруги ещё ходят в школу.

Снова и снова в деревнях с юга Малави до восточного побережья Мозамбика, девочки-невесты и их родители рассказывают одну и ту же историю. В последние годы они заметили, что дни и ночи становятся жарче, дожди становятся менее предсказуемыми и приходят не в те же периоды, что раньше, иногда затопления происходят в тех местах, где раньше никогда не было ничего подобного.

Семьи, которые раньше могли себе позволить кормить и обучать нескольких детей, сейчас оказались в ужасном положении.

Ни одна из деревень не имеет возможности регистрировать климатические изменения, используя научные методы и оборудование. Всё, что они знают, - это то, что погода изменилась, и что когда-то они могли платить за своих девочек, чтобы те могли учиться в школах, а теперь не могут. И единственное решение, которые видят семьи в этой ситуации – отдать замуж одну или нескольких дочерей.

Иногда родители принимают это решение и во благо остальной части семьи жертвуют одной дочерью. Её забирают из школы и находят ей мужа. Таким образом семья избавляется от «ещё одного рта». Порой девушка сама принимает это решение и вынуждает родителей согласиться. Несчастная и голодная она надеется, что её раннее замужество поможет ей и её семье.

Карлина Нортино сидит со своим мужем Горацио на сухом песке, и этот песок – всё, что осталось от реки, которая когда-то здесь протекала. С земли тут не видно никаких намёков на воду, но с помощью дрона можно заметить призрак реки – более тёмную линию (там есть растения), которая извивается через равнину.

Карлине - 15 лет, Горацио - 16. Они поженились, когда ей было 13, через два года после исчезновения реки.

«Я помню, как люди здесь ловили рыбу. Я продавала её: брала у рыбаков и шла продавать в деревню. Здесь повсюду была вода. Я помню, как Горацио был здесь с другими рыбаками. Но без воды вся рыба умерла».

Её семья раньше собирала около двадцати мешков маниоки по пятьдесят килограммов каждый. Сейчас количество снизилось до одного-двух мешков. Она винит во всём нехватку дождей.

Горацио смотрит туда, где раньше была река: «Я больше не могу рыбачить, потому что у рыбы больше нет воды. Вода исчезла. Сейчас я занимаюсь сельским хозяйством. Раньше дожди начинались в сентябре и постоянно шли аж до марта. Сейчас дождь идёт только в январе и феврале».

Карлина мечтала стать акушеркой: школа была важнейшей частью её жизни.

«Я никогда не хотела выходить замуж в таком юном возрасте. Я хотела пойти в школу. Но меня заставил отец. У семьи не хватало еды, чтобы выживать. Так что мой отец принял предложение, потому что не мог больше обеспечивать меня, чтобы я ходила в школу».

В начале этого года она родила своего первенца. Это был мальчик. С самого начала всё было сложно. Семья не могла позволить себе обратиться в больницу, где был инкубатор для новорождённых, и ребёнок умер.

«Я уверена, что если бы мой отец и мой муж не были так бедны, мой сын был бы жив», - говорит Карлина.

Её отец, Карлитос Камило, говорит, что отдать дочь замуж так рано не было его свободным выбором. 49-летний мужчина содержал семью рыболовством и сельским хозяйством. Но погода изменилась, и рыбы больше не было.

«Если бы я мог прокормить своих детей, я не заставил бы её так рано выйти замуж. Посмотрите на моих других дочерей: они выросли, они ходили в школу, она вышли замуж в нормальном возрасте».

В 2015 году Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения подсчитал, что 13,5 млн. детей будут вступать в брак в возрасте до 18 лет только в том году. 37 тысяч детей женятся каждый день. 4,4 миллиона детей женятся, когда им нет и 15 лет. В 2015 году ЮНИСЕФ предупреждал, что количество девочек-невест в Африке к 2050-у году может увеличиться до 310 миллионов, если текущие тенденции не изменятся.

Есть много причин, по которым дети женятся. В некоторых обществах это считается практичным: когда дети достигают половой зрелости, некоторые формы сексуальной активности у девочек начинают быть связаны с риском беременности. У других народов главной причиной является нищета: если родители не могут прокормить всех детей, уходить из семьи вынуждают, как правило, девочек.

Тем не менее, растёт уровень осознания проблемы, и правительства заявляют, что хотят решать её. В Малави теперь запрещено законом вступать в брак в возрасте до 18 лет. Количество детских браков должно сокращаться, но этого не происходит. В Мозамбике число девочек-невест фактически растёт из-за общего роста населения.

Мак Бэйн Мкандавир, исполнительный директор Молодёжной Сети и Консалтинга (организация занимается защитой прав женщин и девочек), отмечает, что изменение климата – это новый фактор, влияющий на количество девочек-невест.

«У нас нет точных цифр, но я бы сказал, что около 30-40% детских браков в Малави связаны с наводнениями и засухами, вызванными именением климата. У нас нет точной информации, потому что раньше никто не задавал правильных вопросов и не видел связи между этими двумя проблемами. Учитывая, что около 4-5 миллионов девочек в Малави могут стать невестами в очень юном возрасте, порядка полутора миллионов девочек могут стать невестами из-за событий, связанных с изменением климата. Это огромые цифры».

Опубликованные данные могут не показывать весь масштаб проблемы, поскольку большое количество браков не регистрируется официально. Часто это просто соглашение между двумя семьями, или, если нет родителей, между женихом и невестой.

Вот как это было для Филомены Антонио. Ей было 15, когда 21-летний Моманд Чурут пришёл к её отцу и предложил две тысячи мозамбикских метикалов (28 евро), чтобы тот разрешил жениться на Филомене.

Антонио Момад Джамалу, отцу Филомены, 50 лет. Всю жизнь он прожил в Моме в провинции Нампула. Он начал рыбачить ещё в 1985 году, когда это был вполне прибыльный бизнес, в то время покупатели приходили из города Нампула. Но погода со временем стала меняться.

«Мы видим, что стало слишком жарко. Мы говорим об этом, и все понимают, что из-за жары очень трудно поймать достаточное количество рыбы. А в тех местах, где мы раньше рыбачили, растёт уровень воды и волны становятся намного сильнее».

Он думал, что Филомена слишком мала для замужества, но считал, что у него практически нет выбора, и дал согласие на её брак.

«Я видел других соседей, которые согласны, чтобы их дочери выходили замуж, потому что семья вынуждена бороться за существование. У меня есть ещё пятеро детей, которые ходят в школу. У мяне двое других дочерей – одной 11, второй 13. Если какой-то мужчина придёт и попросит руки одной из них, я рассмотрю его предложение. Этот мужчина может помочь мне не только поддержать мою дочь, но также помочь другим моим детям продолжить их обучение».

Филомена сидит рядом с отцом и слушает, что он говорит. Кажется, она приняла свою «судьбу», потому что теперь может учиться в городе. Она хочет быть медсестрой.

«Мы встретились здесь в окрестностях, и он попросил меня быть с ним. Он понравился мне. Я подумала, что он прекрасный человек».

Она сказала Моманду, чтобы он спросил разрешения на брак у её отца.

«Мой отец дал согласие, потому что был уверен, что мой муж сможет обеспечить моё образование. Поскольку отец очень беден, я думала, что, если выйду замуж, мой муж  будет мне помогать. Я уверена, что если бы с рыбачеством отца всё было в порядке, он не дал бы разрешение на брак, потому что сам мог бы обеспечить моё образование, школьные сборы, мои учебники».

Мозамбик – одна из беднейших стран мира. Почти 70% из 28 миллионов населения живёт за чертой бедности. Эта страна особенно уязвима для изменения климата: Нидерландская Комиссия по экологической оценке предупреждает, что «связанные с климатом опасности, такие как засухи, наводнения и циклоны, происходят всё чаще».

Вступать в брак в Мозамбике можно с 18 лет (с согласия родителей – с 16), но несмотря на это Мозамбик имеет один из самых высоких показателей по количеству детских браков в мире. Каждая вторая девочка становится женой до 18 лет, каждая седьмая выходит замуж, не достигнув 15-летия. Чаще всего детские браки заключают в северных провинциях. Здесь же регистрируется наибольшее количество подростковых беременностей.

Фатиме Муссе 16 лет, и она на девятом месяце беременности. Она не хотела выходить замуж, но отец не мог больше содержать её. Она вышла замуж за 18-летнего Приорино Антонио в прошлом году, когда ей было 15. Отцу предожили за неё 2000 метикалов (28 евро). Свадебной церемонии не было.

«Мой отец говорил, что раньше не согласился бы отдать дочь замуж в таком юном возрасте, но сейчас он вынужден согласиться, потому что у него нет средств, чтобы отправить меня в среднюю школу. Я не хотела выходить замуж так рано, но я не знала, что делать, потому что не могла учиться. И я увидела возможность выйти замуж за кого-то, кто мог бы немного улучшить мою жизнь».

Почти половина девушек в Малави выходят замуж до 18-летия, и почти каждая десятая становится женой до своего пятнадцатого дня рождения.  В 2015 году закон запретил вступать в брак до достижения 18 лет, но никаких сообщений о судебных преследованиях нет до сих пор.

Автор:
Фотограф:
Гэттин Чамберлэйн
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость