Как найти все беларусские плотины?
В Европе подобные карты уже существуют. Проект AMBER сделал обзор существующих плотин, организация Dam Removal Europe — атлас ликвидированных гидросооружений, инициатива RiverWatch обозначила все ГЭС на Балканах.
Но на любой европейской карте Беларусь выглядит белым пятном, поскольку нет никаких обобщённых данных от нашей страны. Активисты решили исправить это досадное упущение. На спутниковых снимках они просматривали каждую реку от истока до устья и искали места, где водоток перекрывается заграждением.
Подпорная плотина образует водохранилище, поэтому найти её на фото достаточно просто. Обычно такие искусственные озёра создаются в верховьях рек.
Второй источник информации — справочник водохранилищ Беларуси. Хоть издание и составлялось ещё в советское время, в нём содержится много актуальных до сих пор данных о подобных водных объектах.
Кроме подпорных плотин и ГЭС, на карту планируют нанести шлюзы, которые существуют на судоходных реках и каналах, а также искусственные преграды, которые, например, создают водопады и мешают проходу рыбы.
Не все барьеры можно определить по спутниковым снимкам, так что создатели карты приглашают помочь волонтёров.
Каждый может отправить на почту: wildbahna@gmail.com координаты известных ему речных заграждений.
Позже появится возможность высылать эти данные через обратную связь прямо на сайте.
«Во время своих путешествий по Беларуси я заметил, что в любой крупной деревне найдётся водохранилище, созданное ещё в советское время. Как это ни печально, на большинстве рек у нас стоят плотины и перекрытия. Поэтому карта сможет показать в целом ситуацию с ними в Беларуси. Возможно, в сравнении с западными странами у нас всё выглядит не так катастрофично, потому что там антропогенная нагрузка и вмешательство в природу намного больше», — комментирует эколог Константин Чикалов.
Зачем нужна карта?
Карта будет также содержать информацию о состоянии плотин. Аварийные сооружения можно поставить в очередь на снос, постепенно их демонтировать и вернуть реки в естественное состояние. Чтобы выявить такие плотины, также понадобится помощь волонтёров, поскольку все объекты нужно будет посетить и зафиксировать степень разрушения.
Возможно, не все ветхие объекты удастся оперативно убрать. Особенно если водохранилище находится возле деревни, и местные жители заинтересованы в том, чтобы всё оставалось, как есть. В любом случае, решению о сносе плотины будет предшествовать согласование проекта с государственными организациями и специалистами и также разъяснительная работа с населением, чтобы понять, нужно ли гидросооружение людям и хозяйствам.
Плотины в аварийном состоянии могут находиться и на особо охраняемых природных территориях. Тогда их снос необходимо обсуждать с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и находить компромисс.
Наполнение карты поможет параллельно отследить, в каком состоянии и реки в Беларуси. На фоне того, что сейчас сокращается финансирование на государственный мониторинг, такой независимый аудит водотоков позволил бы обновить базу данных о текущей ситуации.
Эта информация пригодится и для коммуникации с зарубежными коллегами. Периодически из-за плотин в Беларуси возникают конфликты на трансграничных реках, особенно в жаркую пору, когда падает уровень воды. Так, например, случилось в июле 2020 года на Нёмане. В то лето река сильно обмелела, и Литва попросила спустить с беларусской гидроэлектростанции больше воды, чтобы мощности потока хватило для работы Каунасской ГЭС.
Плотина — опасный объект. Она может прорваться и привести к затоплению территорий ниже по течению. Поэтому для соседних стран важно понимать расположение всех гидросооружений на водотоках, особенно в приграничной зоне.
В Балтийском регионе все старые плотины сносят
Так, Коалиция «Чистая Балтика» (CCB) уже 15 лет сотрудничает в этом направлении с отечественными экологическими НГО. Информация о гидросооружениях на беларусских реках ей нужна, чтобы отследить пути миграции на нерест атлантического лосося и кумжи. Собранные данные позволяют активистам требовать от местных властей строительства рыбоходов.
Представители ССВ считают, что мониторинг и демонтаж плотин в Балтийском регионе важны по нескольким причинам.
- Во-первых, реки, в которых ранее водились лососевые, были сильно зарегулированы, из-за чего рыбам стал закрыт проход к нерестилищам.
- Во-вторых, разведение лососей оказалось неэффективным способом восстановления популяции.
Экологи пришли к выводу: чтобы увеличить количество рыбы в реках, нужно просто убрать барьеры и открыть доступ к историческим местам обитания.
«Очевидно, что потенциал сноса барьеров в регионе Балтийского моря довольно велик из-за большого количества устаревших плотин, которые в настоящее время не выполняют никаких других функций, кроме исторической и культурной ценностей», — отмечает представитель CCB и приводит в пример карту.
Сегодня там показаны только сооружения, которые нужно демонтировать в Польше, Литве, Латвии и России. Но после мониторинга беларусских плотин, вполне возможно, на ней появятся новые объекты под снос.
Параллельно с ликвидацией старых плотин Коалиция «Чистая Балтика» ведёт кампанию #nonewHP, где призывает не строить новые гидроэлектростанции на реках.
Экономический эффект от малых ГЭС в гидроэнергетике довольно низок. И эта прибыль не окупает потерю биоразнообразия, к которому ведёт их строительство.