В Краснодарском крае 151 яванскую макаку использовали для нелегальных опытов в одном из местных Научно-исследовательских институтов (НИИ) и подвергли эвтаназии, сообщает Интерфакс.
По данным пресс-службы Южного таможенного управления, с 2017-го по 2019 год российская компания задекларировала ввоз 300 яванских макак стоимостью более 8,5 млн рублей. Обезьян привезли из Вьетнама в качестве «зоопарковых или цирковых животных».
Компания-импортер предоставила соответствующие сертификаты и разрешения. Однако животные попали в один из НИИ Краснодарского края, где над ними ставили медицинские опыты. Чтобы ввезти в Россию обезьян для этих целей, требовались документы, разрешающие научно-исследовательскую работу с животными.
Яванский макак (или макак-крабоед) занесен в Красную книгу. Выживших 149 особей планируют отправить в зоопарки. На директора компании-импортера завели уголовное дело по статье «Контрабанда стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей».
Президент Центра защиты прав животных «ВИТА» Ирина Новожилова считает, что для предотвращения подобных случаев нужна современная правовая база и отказ от опытов на животных в пользу работы с методами «ин-витро» (культура клеток, технология, когда опыты проводят «в пробирке», вне живого организма — прим. +1).
«В закон “Об ответственном обращении с животными” №498 эту сферу не включили, и мы с главой комитета по экологии Бурматовым обсуждали, что эта область должна регулироваться. Вся правовая база, которая действует в отношении лабораторных животных, — это, по сути, приказ министра здравоохранения СССР Бориса Петровского, датированный 1977 годом. Он запретил эксперименты без использования обезболивающих, — говорит правозащитница. — Но это не заменит полноценного закона. И первый пункт, который мы хотели бы видеть, — это запрет на эксперименты на животных в случаях, когда есть альтернативы».
По словам Ирины Новожиловой, тестирование лекарств и косметики на животных не только жестоко, но и небезопасно для людей из-за физиологии, другого метаболизма.
«Я 11 лет работала в науке с культурами клеток и считаю, что современная наука должна переходить на более прогрессивные и достоверные модели оценки безопасности лекарств, прежде всего культуру человеческих клеток. На ранних этапах изучения свойств препаратов можно использовать накопленную аналитическую базу — так называемое графическое моделирование и конструирование лекарств, а также люминесцентные бактерии, которые гаснут при погружении в токсичную среду и позволяют выявлять до 5 тыс. токсичных веществ».
«Работа над препаратом ведется в течение 20 лет, и после многочисленных тестов на животных 95% препаратов выбраковывается на стадии ранних клинических испытаний на людях, — сказала Ирина. — Так зачем идти более долгим путем, если можно использовать культуру человеческих клеток и получить более точные и экспрессные результаты?»