01.03.2020 / 14:03

Бродячие животные разносят бешенство, домашние собаки на цепи охраняют дом, а домашние коты нужны, чтобы ловить мышей – так мы привыкли думать. Но мир уже изменился.

Перестать стрелять по котам в центре столицы

– Позавчера я ужинала в очень милом кафе в центре Минска, на улице Карла Маркса – оно вполне могло находиться в Париже. Цивилизованные и образованные люди в хорошей одежде, вкусная еда и высокий уровень культуры – всё как в Европе, – говорит француженка Брижит Олуа– И я узнаю, что несколько месяцев назад на этой улице дворник позвонил в «Фауну города» из-за того, что видел котов. Раньше их уже стерилизовала зоозащитная организация «Зоошанс», но всех этих котов согнали в подвал и застрелили из ружья.

Когда я это слышу, то задаю себе вопрос: так в какой же я стране? Сидя за столом, видя хорошую еду, глядя на людей, которых я могла бы встретить в Париже…

Думаю, в головах людей есть идея о том, что кот или собака может напрыгнуть, заразить чем-то – например, бешенством. Но есть и другие способы решать проблемы – существует ведь оральная вакцинация для лесной фауны.

Брижит Олуа, которую впечатлило кафе на улице Карла Маркса, пробыла в Минске неделю. Это её вторая поездка.

Брижит представляет в Беларуси Фонд Брижит Бардо, где руководит международных программ помощи бездомным животным, и пытается изменить что-то в Беларуси. Она человек, который выглядит принципиальным и, кажется, любит животных не меньше, чем людей.

 Брижит Олуа в Минске
 Брижит Олуа в Минске

 

Зачем французам в Минск?

Всё началось с письма, которое беларуска Ольга Майорова из гражданской кампании «Мы с тобой в одном доме» написала фонд имени Брижит Бардо в Париже о том, что в нашей стране постоянно убивают бездомных животных. Зачем, ведь уже все привыкли... Но нет, оказалось, не все.

От лица Ольги её знакомые встретились с актрисой, спросили, дошло ли письмо и что в фонде думают о его содержании. Так начался процесс, результатом которого стало активное обсуждение, казалось, застывшей во времени проблемы – прав животных, у которых нет хозяев.

Беларусские чиновники видят проблему в стерилизации, французский фонд – в жестоком обращении. Решить это хотят через улучшение правил обращения с животными и улучшив ситуацию со стерилизацией.

Изюминка в том, что и сейчас убивать животных никто не обязан: это подчеркнул представитель министерства ЖКХ Андрей Ромашко во время визита Брижит Олуа. По его словам, наиважнейшее звено в цепочке, ведущей к убийствам – некий «человеческий фактор».

Граждане в Беларуси не склонны верить представителям власти и, предполагаем, уже успели обсудить, как ловко манипулируют чиновники. Но всё не так просто.

Ведь между жизнью животных как членов семьи и их убийствами в подвалах есть серая зона – привычная жестокость и толерантность к насилию. И это на себе чувствуют не только уязвимые бездомные, но и благополучные домашние коты и собаки.

Фонд Брижит Бардо – французский фонд, созданный киноактрисой Брижит Бардо в 1986 году, чтобы защищать животных. Сотрудники занимаются в том числе дикими животными или вопросом тестированием на животных. Фонд работает в 60 странах мира, имеет годовой бюджет, примерно равный 21 миллиону евро, и около 70 тысяч человек, поддерживающих его деятельность.

 

Собака на цепи – это нормально, но нужно подходить с умом

Животное нельзя считать вещью или собственностью, уверена Брижит. Она напоминает: даже папа римский несколько лет сказал назад, что у животных есть душа. Буддисты считают, что у животных есть чувства, они их не убивают.

– Так же, как и у нас, у них есть эмоции. И мы во Франции стараемся изменить законы таким образом, чтобы они это признавали.

Как во Франции с тем, чтобы держать собаку на цепи? Этот вопрос, по словам собеседницы, регулируется нормативно-правовыми актами, которые выпускает министерство сельского хозяйства.

Она показывает руками: цепь должна крепиться не в одной точке, а к отрезку из крепкого материала, по которому она может скользить вперёд и взад. Так у собаки больше пространства.

– Я не знаю точных цифр, но существует минимально определённое расстояние. И так делать правильно, это должно быть урегулировано, – добавляет Брижит.

Уличные животные в Стамбуле. Фото – Ольга Каскевич
Уличные животные в Стамбуле. Фото – Ольга Каскевич

 

Собака – это компаньон

Где гулять собаке? Некоторые их выпускают бегать на ночь, где-то выгуливают на поводке с намордником, потому что считают опасными и потому что это обязательно. Гулять надо на площадке для выгула, которых не хватает даже в более богатой столице. И как тут жить по правилам? Не получается.

По словам Брижит, собаке (как и коту) больше подходит статус не «вещи» или «объекта», а компаньона.

– На последней встрече в министерстве мы обсуждали это. Считается, что выгуливать нужно собаку с поводком в специальном месте и всё такое. Но я сказала, что и собак, котов во Франции относят к животным-компаньонам – они как друзья, как семья. Это не животное, которых заводят ради пользы. И обращаться с ними нужно соответствующе, – говорит Брижит.

Она приводит пример: в отличие от Беларуси, во Франции часто разрешают с собакой в ресторан (хотя, возможно, от хозяина потребуется держать её на привязи).

Уличные животные в Стамбуле. Фото – Ольга Каскевич
Уличные животные в Стамбуле. Фото – Ольга Каскевич

 

Кот ловит мышей, но он не мышеловка

Заводить ли кота, чтобы ловил мышей? Однозначно нет.

– Не забывайте, что кот – это компаньон, а не инструмент для того, чтобы избавиться от мышей в доме. Безусловно, коты в этом смысле невероятно полезны: без них было бы намного больше проблем с мышами и крысами.

Но всё это не значит, что можно взять кота и не кормить его в ожидании, что он будет охотиться, – считает Брижит.

Согласна ли Брижит, что домашние коты это угроза для экосистем? Она обращает внимание: намного меньше охотиться будет животное, у которого достаточно еды и она сбалансирована. То же касается стерилизации – должно помочь.

Впрочем, орнитологи и специалисты из общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» резко против свободного выгула для котов: по их словам, бродячие коты – одна из наиважнейших угроз для биоразнообразия, выпускать их на улцу в ЕС незаконно и, например, в Польше ежегодно коты убивают до 100 миллионов диких птиц.

 Кот, который живёт в Могилёвской области и гуляет на улице. Фото - Алена Павловская
 Кот, который живёт в Могилёвской области и гуляет на улице. Фото - Алена Павловская

 

Пускать кота на улицу или держать в квартире?

Можно ли выпускать котов на свободный выгул или держать только внутри жилища? Что из этого более жестоко? Ответить сложно.

Собеседница считает, что в природе котов охотиться и жить на воле. Но если у кота есть сбалансированное питание и дом, внутри которого хорошо – ему далеко не так интересно ходить на улицу.

Нельзя забывать, что улица опасна. Дальше Брижит говорит только о личном опыте: у неё было много котов, часть их них задавили машины, отравили соседи во Франции тоже такое происходит.

– Последний кот залез в мотор машины. И сейчас я очень боюсь, что кот пойдёт наружу, я по возможности оставляю животных внутри. Но я делаю это из-за своего негативного опыта.

Я уверена, что коты, живущие в квартире, действительно могут быть счастливы.

В целом это зависит от привязанности к человеку и от натуры животного. Некоторым просто необходимо выходить на улицу, а кому-то и так хорошо, – говорит Брижит.

Уличные животные в Стамбуле. Фото – Ольга Каскевич
Уличные животные в Стамбуле. Фото – Ольга Каскевич

 

Котятам лучше не родиться, чем умереть от голода

Нужно ли подкармливать дворовых котов? С ними вообще главная проблема не в еде, считает Брижит.

– Нужно уважать соседей и не кормить животных там, где это будет мешать людям. Лучше выбрать уединённое место. Ответ зависит и от того, чем именно вы кормите кота. Плохая идея сдавать объедки со стола и после не убирать – это уже будет не ошибкой кота, а ошибкой человека, – предупреждает она.

Иногда лучше давать животному сухой корм – это проще всего. Но и в таком случае нужно ответственно относиться к тому, как выглядит место кормления. Как только к соседям начнут злиться – жертвой станет животное, а не вы.

Место для кормления котов на улице, Эйлат, Израиль
Место для кормления котов на улице, Эйлат, Израиль

А что делать в ситуации, когда буквально стоишь перед выбором: кормил – закапывай котят? Так рассуждал человек, который в прошлом году наложил полное ведро мёртвых котят и поставил прямо у подъезда минской многоэтажки.

Где корень проблемы?

– Самое главное – стерилизовать животных максимально быстро, иначе вы получите их колонии, численность которой растёт очень быстро. Нужно, чтобы человек обратился к специальный организации (в Беларуси пока с этим сложно – ред). И нет, проблемы здесь не в том, что котов кто-то кормит.

Проблема в том, что животные размножаются очень быстро и неконтролируемо.

Безусловно, без еды котята умрут гораздо быстрее, – говорит Брижит Олуа.

 

Если с животным проблемы – разбираться, а не выбрасывать на улицу

Что делать, если у животного есть проблемы с поведением – дома портит мебель и вещи – а работа с кинологом не помогает?  Возможно, собака не может оставаться без вас долго, а если щенок портит обувь – это нормально, нужно дать что-то для зубов, точно как маленькому ребёнку.

Она считает, что причиной поведенческих проблем животных чаще всего является хозяин, который делает всё что-то странное.

– А если не получается решить проблему совсем никак?

– Нужно снова попробовать найти кого-нибудь. Возможно, за границей. Почитать в интернете [на иностранном языке о бихевиоризме] – есть много сайтов и информации в социальных сетях, форумы, сообщества в том же Facebook. Там можно искать или задавать вопросы, находить людей с похожими проблемами.

Это то же самое, что иметь ребёнка с аутизмом. Что бы вы делали? Вы бы выбросили его на улицу? Вряд ли, потому что вы его любите. То же и с животными, – говорит зоозащитница.

Уличные животные в Стамбуле. Фото – Ольга Каскевич
Уличные животные в Стамбуле. Фото – Ольга Каскевич

 

Человека сложно сделать чувствительным

Что нужно знать ещё, чтобы не быть жестоким? Сложно сказать в двух словах, потому что это касается чувствительности конкретного человека, объясняет Брижит.

– Думаю, что очень сложно сделать людей более чувствительными, настолько же, насколько просто сделать менее. Это легко происходит во время войны, в ситуациях, связанных с насилием, на некоторых видах работы – даже в медицине.

Чувствительность – это почти врождённое. Да, её можно развить. Но нужно, чтобы человек понимал: животные как мы, между нами нет принципиальной разницы на уровне чувств.

Причинять боль животному – это то же самое, что причинять боль личности.

Но достучаться до человека сложно. Это может происходить в жестоких ситуациях: например, в тех редких случаях, когда человек идёт на охоту и убивает животное, у которого есть детёныши.

– И только тут они понимают, что это животное не просто движущаяся цель, по которой нужно стрелять. Внезапно они понимают, что убили мать, и это ранит их в самое сердце.

Уличный котёнок спит в стамбульском кафе. Фото – Анна Волынец
Уличный котёнок спит в стамбульском кафе. Фото – Анна Волынец

Автор:
Фотограф:
Анна Волынец, Ольга Каскевич, Алена Павловская
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость