О ситуации с заводом Зеленому порталу рассказал один из лидеров протеста против аккумуляторного завода Бекалюк Дмитрий.
28 мая у аккумуляторного завода «АйПауэр», который новые владельцы переименовали в «Аккумуляторный Альянс», произошел серьезный инцидент, который зафиксирован активистами: оттуда увозили десять фур готовых аккумуляторных батарей, хотя завод не может работать.
Согласно имеющейся информации, по состоянию на 28 мая 2020 года акт ввода в эксплуатацию не подписан, более того, отозвано заключение Госстройэкспертизы по проекту.
Ввод в работу еще в июне 2019 года был остановлен соответствующим распоряжением председателя Брестского областного исполнительного комитета, на основании протоколов замеров уровня воздействия, которые многократно превысили расчетные значения. Результаты Госстройэкспертизы отозваны.
Завод «АйПауэр» в соответствии с государственным законодательством на сегодняшний день не является работающим предприятием с действующим производством.
И, соответственно, не имеет никакого права производить товарную продукцию, а также оказывать неконтролируемое воздействие на окружающую среду Бреста и Брестского района.
Ещё ранее, в конце зимы ОО "Экодом" пыталось провести круглые столы с участием всех заинтересованных сторон. Но активисты в феврале сообщили, что не хотят участвовать - не видят смысла после двух лет безрезультатных попыток диалога.
- «Экодом» отказался проводить общественную экспертизу проекта аккумуляторного завода
- Люди ходят на площадь, а не на круглый стол. В Бресте обсудили завод АКБ при участии «АйПауэр»
Чем заняты 25 человек на неработающем заводе?
Расскажем немного о том, что происходило на заводе за последний год.
С января завод на консервации, но наблюдающая за заводом группа активистов регулярно фиксировала факты ежедневного приезда в рабочее время на завод 25 человек персонала. Активисты неоднократно писали письма в контролирующие органы, интересуясь, чем же те занимаются полную рабочую смену.
«Каждый рабочий день утром бус привозил людей, а в конце рабочего дня забирал их, на заводе все это время в цеху горел свет. Рабочие выходили на перекуры, вывозили промотходы на площадку сбора. Мы неоднократно обращались в госстройнадзор и он, по данному факту, выписывал штрафы за нарушение состояния строительного объекта.
Но потом из Минска пришла бумага, и функции по контролю за данным объектом возложили на Брестский районный исполнительный комитет и администрацию Свободной экономической зоны. Ответы, которые мы получили, вопиющие по своему смыслу: там сказано, что 25 человек ежедневно следят за сохранностью оборудования и программного обеспечения, похоже, охраняют друг от друга», - комментирует ситуацию с работниками на заводе Дмитрий.
Аккумуляторы вывозились на фурах не единожды
Что было на заводе, показала история 13 мая 2019 года, когда представителями общественности было инициировано задержание большегрузного автомобиля (фуры), начавшего ночью вывозить готовую продукцию с территории завода – аккумуляторные батареи.
Задержание было произведено силами ГАИ УВД Брестского облисполкома. При вскрытии фуры обнаружены полностью технически готовые к эксплуатации и упакованные АКБ. То есть так и было написано – полуфабрикат, готовый к эксплуатации, сухозаряженный, неоклеенный. Полуфабрикат – на них не было товарных этикеток. Аккумуляторные батареи, по словам активистов, вывозили в Пинск на завод по сборке аккумуляторов, который принадлежит бизнесмену Виктору Лемешевскому, для окончания оформления и последующей продажи. На товары были оформлены соответствующие ТТН (товарно-транспортная накладная), подтверждающие вывоз товарной продукции.
«Данная фура была не единственной, которую задержали. Мне действительно хочется отметить профессиональную работу Управления департамента финансовых расследований КГК РБ по Брестской области, которое вскрыло данную преступную схему, когда под видом возврата аккумуляторных батарей, на Пинск направлялись на продажу материальные ценности, произведенные незаконно на другом заводе», - говорит Дмитрий Бекалюк.
Например, 26 мая на завод также прибыла фура, водитель которой четко сообщил, что он приехал грузиться аккумуляторами.
В мае 2020 года вопрос был рассмотрен в УВД Брестского облисполкома.
"В лице начальника Астрейко А.В. и его зама Жигало И.В. аппарат благополучно все спустил на тормозах.
Меня, как заявителя по данной фуре, даже не опросили.
Я был на приёме у Астрейко, я был на приеме у Жигало, настоятельно просил опросить меня по этому делу. «Опросим», – отвечали они, а после умыли руки», - говорит Дмитрий.
Отметим, что были зафиксированы факты незаконной производственной деятельности по производству товарной продукции на предприятии, которое не принято в эксплуатацию и не соответствуют нормам безопасности по охране окружающей среды, что грубо нарушает государственное законодательство.
А именно: согласно положению о приемке в эксплуатацию объектов строительства, постановление Совета министров РБ от 06.06.11 №716, пункт 10:
«Эксплуатация или передача в эксплуатацию объекта без его приемки в эксплуатацию в установленном порядке, либо с нарушением этого порядка, влекут ответственность в соответствии с законодательством»,
и пункт 22:
«Приемка в эксплуатацию объекта без наличия положительных заключений всех органов государственного надзора, которые должны выдавать их по данному объекту, не допускается».
А завод их ещё не имеет: у него есть залючение государственной экологической экспертизы, полученное месяц назад. При этом заключения Госстройэкспертизы нет, а значит, он всё равно не сдан как законченный строительный проект.
К тому же там, как считают активисты, на заводе не могли храниться аккумуляторы, что подтверждают более ранними документами.
"У нас есть письмо от Брестского облисполкома, где четко написано, что общественность зафиксировала выезд более десяти фур в период с 23 по 26 декабря 2019 года.В июне 2019 года нам пришла бумага от облисполкома, в которой они официально сообщали, что с территории аккумуляторного завода «АйПауэр» вывозились приобретенные ранее и неиспользованные комплектующее, сырье для производства свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. А также полуфабрикаты, изготовленные в ходе пуско-наладочных работ. То есть, в конце 2019 года вывезены, согласно этому письму, все сопутствующие материалы, в том числе электролит. На заводе ничего не осталось. Все подтверждающие документы у меня на руках", - говорит Дмитрий Бекалюк.
Попытки достучаться до руководства «АйПауэр» или «Аккумуляторного Альянса»
Параллельно в мае 2020 года Дмитрий связался с новым собственником завода Сергеем Кагановичем, который изначально довольно активно шел на контакт и был не против встретиться для переговоров. Он попросил документы, которые активистам не предоставляли, а именно:
- протокол замеров, где превышение по свинцу в 178 раз, оксида углерода - в 60 раз;
- технические паспорта на оборудование, особенно очистное, которое приобретено, установлено и прошло экологическую экспертизу;
- оригиналы исходных документов, по которым идет расследование по факту их подделки;
- справку по нормам сброса стока в горканализацию;
- документы по ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду).
Был также ряд других условий: например, чтобы присутствовали журналистыи шла онлайн-трансляция.
"На это Каганович сказал, что во вторник он уже встретиться не готов, хотя изначально вел дискуссию в режиме: «Да, давайте обсуждать побыстрее». Затем он сказал, что ему тяжело так со мной беседовать, что я якобы популист, но заявил, что, возможно, в четверг сможет со мной встретиться".
Груз соответствует накладным неработающего предприятия
Несмотря на всё, 28 мая 2020 года на загрузку прибыло три фуры.
"По информации от ответственного лица СЭЗ «Брест» мы узнали, что 28 мая будут готовы около 10-15 фур аккумуляторных батарей. Это очень много. Мы прибыли к заводу", - говорит Дмитрий Бекалюк.
В этот же день руководство завода также прибыло в Брест. С 11 часов утра более 30 активистов уже было у завода, руководство наблюдало за нами издалека. Пришло несколько человек, которые подстрекали критиковать действующую власть. Какой-то человек пришел якобы от одного из кандидатов в президенты Виктора Бабарико, и заявил, что закрытие завода будет включено в его пятилетнюю президентскую программу.
"Приехали два буса ОМОНа. Один стоял на ближайшей заправке «Лукойл», другой – на общей территории СЭЗ. Постоянно курсировали машины из КГБ на спецномерах, а также чиновники из ОВД. Прибыло три экипажа ГАИ, включая начальника - подполковника. Все эти спецподразделения приехали против тех 30-35 жителей. Правоохранители сказали, что идет несанкционированный митинг, хотя всё было достаточно тихо", - рассказывает Дмитрий.
Приехали сотрудники ОБЭП УВД Брестского облисполкома, они и зафиксировали факт нахождения в кузове фуры полуфабрикатов сухозаряженных – полностью готовый оформленный продукт АКБ. Можно было измерить напряжение батареи и увидеть, что оно соответствует той этикетке, которая была на паллете.
В документах было написано «полуфабрикат», в прицепе на этикетках так же написано «полуфабрикат», и они, по словам Дмитрия, сделали единственный вывод – все в порядке, груз соответствует накладным.
Новое руководство уехало, не разговаривая с собравшимися. Дмитрий позвонил им по телефону, но ему ответили, что им сейчас неудобно разговаривать, сами перезвонят, у них важная встреча в Бресте. Все вернулось на круги своя – хозяева поменялись, а проблемы завода остались, считает активист.
По дороге домой Дмитрия три раза задерживало ГАИ, но не дали никакого штрафа или предписаний.
До 31 августа 2020 брестчан не будут травить!
Дмитрий просит обратить отдельное внимание на то, что он обычный человек, который борется за здоровье своей семьи и жителей города и района:
«Я не причисляю себя ни к какой партии, я борюсь за свое будущее, у меня двое малолетних детей. Мой дом в Бресте, в 3,8 километра от завода (ведь от завода до города не 10 километров, как все пишут, а 3,3). Рядом, в 4 километрах больница, в 7 - "Савушкин продукт". Буферная зона (зона предполагаемого загрязнения свинцом) для аккумуляторных заводов 5-8 км.
Тем не менее, известный блогер, создатель канала «Страна для жизни» Сергей Тихановский приезжал уже несколько раз поддержать нас в протесте за свое чистое будущее.
Сейчас все маски сброшены, и есть четкое понимание, что за заводом стоят не случайные бизнесмены.
Я хочу, чтобы было понимание – фуры смогли выехать, но это не значит, что мы проиграли.
Мы, заставив фуры обозначить свою загрузку, всем показали: местная власть бессильна, а завод вне закона и работает в нарушение всех распоряжений и государственного законодательства.
Нет. Сегодня Брестчане победили! На заводе оперативно поменяли информацию, исправив дату окончания консервации с 31 мая на 31 августа 2020 года. Консервация продлена на 3 месяца, и до этой даты брестчан не будут травить. А так как события сегодня в мире меняются очень неожиданным и непредсказуемым образом, эти три месяца принадлежат нам»!
«Нет заводу АКБ» – почему и когда это стало лозунгом против власти?
«Когда данным заводом руководил Лемешевский, он еще что-то понимал в производстве АКБ, человек работал в данной теме более шести лет, - говорит Дмитрий Бекалюк.
- Но когда люди, играющие в хоккей, начинают руководить первым в Беларуси сложным химико-металлургическим предприятием, которое по уровню опасности в стране в первой тройке, то это вызывает опасение и недоумение о профессионализме работников госструктур в Минске, которые все это допускают. Это как дать обезьяне гранату.
Первый заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды утверждает, что в Бресте проходят протесты не за экологию, а против действующей власти.
Но на всех акциях протеста впереди был баннер, где на котором было написано «Нет заводу АКБ». Ххотелось бы его спросить: если это политика, то что тогда экология? Или чиновники Минприроды не хотят решать экологические вопросы?"