Два месяца назад спокойная жизнь в посёлке Слобода Минского района дала трещину – местные жители узнали, что их любимый лес собираются вырубать.
Запасов песка не хватает
Совершенно случайно в руки жителям попал документ, который представлял собой договор на поиск, разведку и подготовку к промышленному освоению участка месторождения песка. Договор был заключен между Министерством архитектуры и строительства и «Научно-производственным центром по геологии».
Добыча песка важна для работы Минского комбината силикатных изделий. А это означало, что несколько гектаров леса между деревнями Слобода и Леонтьевичи будет вырублено.
От Министерства архитектуры и строительства был дан категорический ответ: «Запасов песка с [текущего] месторождения «Никитинское» хватит еще 5-6 лет, поэтому нужно искать новое». А песок в районе деревни Слобода, по их мнению, идеально для этого подходит.
Дети хотят играть в песочнице, а не в карьере!
Поэтому вместо прекрасного леса здесь мог бы появиться песчаный карьер. А ведь это единственный лесной массив в 30 км от Минска в Южном направлении. Да еще и с животными и птицами, занесёнными в Красную книгу.
Местные жители записали полный любви к родному лесу ролик, где рассказали о том, как он им дорог, как многие родились и выросли, собирая в этом лесу грибы и ягоды. А дети убедительно говорят: «Мы хотим играть в песочнице, а в не карьере!».
Этот лесной массив хотят вырубить и выкопать песчаный карьер from Наш Лес on Vimeo.
Слободчане убеждены, что лес – это лёгкие не только их деревни, но и Минска. Весь много ли таких больших лесных массивов осталось вокруг города?
Поддержать жителей Слободы приехали не только люди из соседних деревень, но даже из столицы: знакомые и не знакомые.
Зелёный портал связался с одной из жительниц посёлка Татьяной Сушко и узнал, как развивалась история от возникновения угрозы лесу и до радостной победы.
Мечта о чистой планете и душе
«Мы переехали жить в Слободу в 2017, дом был не до конца готов к комфортному проживанию, но нам очень хотелось съехать с душной однокомнатной квартиры, в которой жили я, муж, ребенок и кот.
Теперь у нас пополнилось семейство: появился питомник голубей, курятник, овчарка, морская свинка – загородная жизнь позволяет баловать себя общением с животными. У нас в доме огромные окна с видом на поле, лес и красивые участки соседей.
Поздней осенью, зимой и в начале весны мы ходим гулять в лес и попутно убираем там мусор. В остальное время году в лесу, к сожалению, много клещей. Этой зимой практически не было снега, поэтому мы без труда собрали мусор. Мы заботимся об этом лесе, потому что это наш дом.
Совсем недавно я нашла свои старые записи с «Марафона желаний» и там под графой «ваш идеальный день» мой был описан как день, проведённый с семьёй, где мы гуляем в лесу и вместе убираем мусор, очищаем планету и свои души. Вот такая у меня была мечта», – делится своими воспоминаниями Татьяна.
Поэтому, естественно, когда жители узнали о том, что их любимый лес собираются вырубать, всех это глубоко задело и возмутило.
Общая беда объединила людей
Жители моментально объединились в чате в вайбере, и за два дня группа выросла до 600 человек. Люди начали обсуждать ситуацию и искать пути её решения.
«Мне всегда казалось, что меня это не коснётся. Я читала про пожары в Америке, ловлю рыбы китайскими судами, дороги у Байкала… Это отзывалось в сердце, было тяжело читать, но не более того. Но вот вырубают мой любимый лес... – говорит Татьяна.
– К своему стыду вынуждена признаться, что когда жила в квартире не знала даже соседей по лестничной площадке. Редко с кем здоровалась, да и они со мной не пытались как-то познакомиться. Мы ходили все хмурые, с кислыми минами.
Даже когда ребенок играл на площадке с детьми других родителей, с ними мы практически не разговаривали.
Эти же привычные шаблоны поведения сохранились у меня, когда я переехала в деревню. Но здесь работают другие законы: даже если ты приезжаешь в чужой посёлок и все люди тебе не знакомы, это ненормально идти по улице и не здороваться», – рассказывает Татьяна.
После того, как появился чат, жителей ещё теснее сплотила общая проблема, все стали близко общаться и дружить. Например, у кого-то ребенок ездит в секцию, и теперь соседи предлагают ещё попутно завести других детей. Даже устроили барахолку – раздают ненужные вещи, может они кому-то из соседей пригодятся. Дети тоже познакомились друг с другом и подружились. Теперь у каждого есть какая-то уверенность и опора в виде соседей.
Как узнавать информацию?
«Ты нигде ты не узнаешь, что собираются сделать с твоим лесом, с твоим двором. Я обычный человек, и я не знаю, где даже искать подобную информацию. Если бы у нас не было инсайдера с договором о вырубке леса, как бы мы об этом узнали? Просто в один день вернулись бы домой, а там уже вовсю орудуют лесорубы…
Почему не предусмотрено никаких общественных обсуждений? Нам прислали ответ о том, что лес вырубать не будут, о том, что георазведка приостановлена, но всё-таки нам написали, что общественные обсуждения не предусмотрены. А ведь это единственный лес по Слуцкому направлению в радиусе 30 км. Как на это могут не предусмотреть общественные обсуждения?» – возмущается Татьяна.
В исполкоме ей ответили, что такие вопросы всегда публикуются у них на сайте, но многие ли ежедневно заходят туда проверять, что нового появилось?
Было сложно найти юристов
«Я была активной участницей в истории по спасению леса. У нас намеренно не было никакой инициативной группы, решили, что кто, чем может, тем и будет заниматься.
Я искала юридическую помощь, каких-то адвокатов, чтобы они взялись за наше дело. Я хотела найти адвоката, который занимался бы экологическими вопросами, но это оказалось сложно, таких людей просто невозможно найти.
Тогда я начала звонить во все адвокатские конторы, и только одна крупная и уважаемая организация со скрипом взялась за наше дело. Они хотя бы пригласили нас на встречу, потому что до этого никто не хотел с этим связываться.
Очень помог «Зеленый телефон» – это люди, всегда готовые помочь. На первых порах их помощь была незаменимой. Но я понимала, что если есть какая-то большая проблема, то надо решать её всеми возможными методами. Мы консультировались и с правозащитниками, с платными адвокатами, с людьми, которые уже столкнулись с такой проблемой.
К примеру, мы общались с людьми, которые отстаивали свой лес в Боровлянах. Но надо признаться, они были настроены довольно скептически, и мы перестали с ними контактировать, чтобы самим не опустить руки», – признаётся Татьяна.
Чиновники не прогрессивные!
«Еще один камень полетит в сторону чиновников – какие они непрогрессивные! Чиновник – это человек, который думает на несколько шагов вперед. Но я была на личном приёме у министра природных ресурсов, он выслушал меня довольно благосклонно, но в конце ответил: «Вы знаете, я просто экономист. Да, лес жалко, но если вы хотите жить как в Швеции, то там любой пенёк приносит прибыль. Упало дерево – тут же его распилили и продали».
Мне кажется, что он просто не слышал про цикличную экономику. Сейчас даже в России есть производство строительных блоков из смеси пластика, песка и стекла. Люди пытаются как-то переработать продукты, использовать их благоразумно. А у нас же стремятся только вырубить, выкопать, получить бабки и дальше хоть трава не расти. Что останется нашим детям – их не интересует!» – возмущается Татьяна
Лес удалось отстоять!
Но после такого неутешающего начала жители всё-таки смогли вздохнуть спокойно: от председателя Минского районного исполнительного комитета Владимира Юргевича пришло сообщение о том, что без общественных обсуждений лес не вырубят.
А затем еще и председатель Боровлянского спецлесхоза в ходе конференции ответил, что Министерство лесного хозяйства запретило вырубку леса и они в этом вопросе останутся принципиальными. Лес спасён!
«Слава богу, ещё не все решают бабки!» – радостно добавила Татьяна.