Причина – решение Встречи Сторон Орхусской Конвенции, которое признало ликвидацию ОО «Экодом» случаем преследования и притеснения НГО. И потребовало восстановить легальный статус организации.
В письме за подписью Андрея Худыка, которое адресовано исполнительному секретарю ЕЭК Ольге Алгаеровой, Беларусь угрожает началом процедуры выхода из Орхусской конвенции, если до 1 января 2022 года решение Встречи Сторон не будет отменено.
Это единственное условие, которое ставит перед ООН Минприроды. В качестве аргументов в свою защиту Беларусь использует знакомые пропагандистские штампы о «беспрецедентном факте предвзятого отношения к государству», «спланированной западными странами акции по демонизации Беларуси в международных организациях и под их давление», «дискриминационных подходах».
В решении, вызвавшем такое негодование министра Худыка, содержится требование прекратить преследование экологических общественных организаций и активистов в Беларуси.
Напомним, что, согласно решению Встречи Сторон Орхусской Конвенции , ликвидация ОО «Экодом» была признана случаем преследования и притеснения НГО в Беларуси. За него проголосовало 34 страны, 4 высказались против. Беларусь призвали до 1 декабря принять шаги по восстановлению организации.
В противном случае с 1 февраля 2022 года в отношении страны вступят в силу приостановление особых прав и привилегий по Конвенции.
«Заявление Беларуси о намерении выйти из Конвенции представляется шантажом органов Конвенции. И выглядит достаточно комично, т. к. Беларусь в своем письме указывает, что была вынуждена поставить вопрос о принятии Решения на голосование (хотя в действительности это было не так), и когда итоги голосования ее не устроили (34 против 4), она переходит к угрозам», – комментирует ситуацию экс-директорка «Экодома» Марина Дубина.
При этом она отмечает, что в ситуации правового дефолта «от выхода страны из международного соглашения для общественности ситуация кардинально не меняется».
ОО «Экодом» – старейшая экологическая организация Беларуси, ликвидированная в августе 2021 года по решению Верховного суда. Организацию обязали возместить государству 87 рублей за судебные издержки. Ранее у директорки Марины Дубиной, а также у члена Совета Ирины Сухий прошли обыски.
Если регистрацию не восстановят, то Беларусь не сможет участвовать во встречах сторон Орхусской конвенции и голосовать на них, а также может лишиться «доступа к международной помощи», отмечает директор. О чём ещё идёт речь, пока сложно сказать – ведь это первый прецедент.
Более подробно о мерах станет известно в конце зимы. С 1 февраля вступит в силу решение, принятое на встрече сторон, а органы Конвенции подготовят отчёт, где объяснят, каких именно прав и привилегий лишится страна.
Горячая переписка
Интересно, что нынешний ультиматум Беларуси – не первая реакция на принятое решение Встречи Сторон Орхусской Конвенции. Ранее Беларусь уже направила в Комитет по соблюдению Конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, письмо, в котором заявляла, что у беларусских властей не было намерения «заставить замолчать» «Экодом».
И что сама организация якобы «систематически нарушала национальное законодательство», а сама ситуация с лишением организации юридического статуса могла «поднять интерес доноров».
В качестве аргументов в письме, подписанном первым замом Худыка Болеславом Пирштуком, приводились ссылки на интервью с членами других экологических организаций, а также ссылка на личный пост бывшей координаторки товарищества «Зелёная сеть» в Facebook, в которых активисты высказывали личные сомнения по поводу возможности сотрудничества с государственными органами (в том числе Минприроды) в ситуации правового дефолта после августа 2020 года.
«Сотрудничество с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, как и с любым иным государственным органом, является правом, а не обязанностью общественных организаций», – ответил на подобную «аргументацию» «Экодом».
Сам же Комитет в ответе на письмо Пирштука раз за разом подчеркивает, что Беларусь так и не смогла представить доказательства какого-либо систематического нарушения национального законодательства «Экодомом», приводя аргументацию, которая к делу не относится.
«Тщательно изучив всю представленную ему информацию, Комитет пришел к выводу, что ни в одном из представленных документов нет ничего, что свидетельствовало бы о том, что действия, предпринятые соответствующей Стороной (Беларусью – при. ред.) по ликвидации «Экодома», были объективными, разумными или соразмерными, или преследовали законную цель», – говорится в ответе.
Орхусская конвенция – это конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».
Она существует с 1998 года, Беларусь ратифицировала документ в 2001 году. За всё время Комитет по соблюдению Орхусской конвенции принял четыре сообщения о несоблюдении конвенции:
- по строительству Нёманской ГЭС;
- по строительству Островецкой АЭС;
- по преследованию антиядерных активистов в Беларуси в рамках кампании по освещению строительства АЭС (2017);
- по строительству аккумуляторного завода в Бресте (2020).
Не руби сук, на котором сидишь
Примечательно, что на голосование вопрос по Беларуси вынесла сама страна. По всей видимости, власти рассчитывали на другой его исход. Но получилось как получилось. А теперь Минприроды хочет «провернуть фарш назад».
В «Экодоме» убеждены: отмены решения не последует, а это значит, что Беларуси придется как-то самой разбираться с собственным ультиматумом.
«Конечно, можно громко хлопнуть дверью, но кто от этого выиграет? До сих пор членство в ООН и участие в мероприятиях организации было предметом гордости и свидетельством неоспоримости беларусской независимости и суверенитета, незыблемости и ценности Беларуси, как отдельной от России страны».
Орхусская конвенция и связанные с ней мероприятия – это едва ли не последние форумы, на которых европейцы на равных встречаются и разговаривают с представителями нынешнего беларусского государства. Почти все остальные связи уже оборваны всерьёз и до смены режима.
«Поставив ультиматум ООН, угрожая выходом из конвенции, министр Худык вот-вот оборвет и эту нить. Тем самым не только навредит стране, выдернув ее из европейской системы экологического права и практики, но и подорвет собственные аппаратные позиции, как ответственный за один из последних каналов связи с Западом, – говорит член Совета "Экодома" Ирина Сухий. – Не говоря уже о том, сколько "накроется" загранкомандировок самого министра и его подчиненных. Но в последнем им мало кто посочувствует».
Москва, так и не подписавшая Орхусскую конвенцию после 20 лет «подготовки» к этому событию, точно не будет против ослабления беларусского государства на международно-правовом уровне, подчеркивает экспертка.