Богатства земных недр — источник пассивного дохода для любой страны, в которой есть полезные ископаемые. В Беларуси в промышленных масштабах добываются мел, сапропели, торф, песок, каменная и калийная соль. Последние два вида активно экспортируются за рубеж. Исходя из потребностей рынков, объём их добычи будет наращиваться, вместе с тем планируется разработка других видов ископаемых. Экологическую общественность беспокоит воздействие промышленной добычи на окружающую среду.
Нефть — всему голова
Залежи пока ещё самого желанного в современном мире энергоносителя в Беларуси есть. Располагаются они в Гомельской области, преимущественно в районе реки Припять. По подсчётам экспертов, «чёрного золота» хватит на 35 лет. И сейчас планируется с максимальной эффективностью использовать этот отрезок времени.
«Запасы Южно-Шатилковского месторождения оцениваются в 100 миллионов долларов, при этом строительство скважины в среднем обходится в 2-2,5 миллиона долларов. Таким образом, можно сделать вывод об экономической целесообразности добычи полезного ископаемого», — отметил начальник управления по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Мамчик.
Более заманчивым выглядит месторождение Угольское, где в земле «прячется» около 1,7 миллионов тонн неосвоенной нефти. Сейчас ведётся поиск инвесторов для организации добычи природного ресурса на Познякевичской и Акуличской площадях Южного нефтеперспективного района Припятской нефтегазоносной области. Экологи обращают внимание, что коммуникации к местам добычи нефти могут нарушить экосистему региона. Так, из-за промышленной деятельности человека в районе Припяти сокращается количество пойменных луков, следовательно, и популяции видов, которые их населяют, пишут на своей портале активисты общественной организации «Багна».
«Если добыча затронет особо охраняемые природные территории, то необходимо проводить Оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС). После него должно состояться общественное обсуждение, где можно высказать свои замечания и предложения. Кроме того, проект строительства должен пройти государственную экспертизу. В данном случае экономические и экологические интересы могут разойтись. Однако не факт, что для реализации проекта будут строить новые коммуникации, а не используют уже существующий нефтепровод. По крайней мере, я на это надеюсь», — прокомментировал новость координатор проектов общественной организации «Багна» Константин Чикалов.
Беларусские алмазы
Алмаз — не только драгоценный камень (после огранки), но и ценное промышленное сырье. И в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды считают, что в нашей стране есть перспективы найти месторождения камней.
По словам начальника управления по геологии Сергея Мамчика, эта сфера также рассматривается как выгодная с точки зрения привлечения инвесторов.
«Когда эта область заинтересует частные компании, мы готовы предоставлять им для изучения самые перспективные места. Стоит понимать, что разработка этих камней очень трудоёмкая, но в случае нахождения месторождения затраты окупаются достаточно быстро», — подчеркнул он.
Где алмазы, там и платина
Драгоценный металл обнаружен в одном из беларусских месторождений. Там найдены в промышленных масштабах и другие драгоценные металлы. Сейчас рассматривается вопрос о передаче «рудника» концессионеру. Планируется, что за счёт инвестора будут построены необходимые для добычи коммуникации, а сам инвестор будет пользоваться месторождением на возмездной основе и извлекать из него прибыль.
«На объекте выявлена хорошая промышленная концентрация драгоценных металлов. Но мы решили предложить проект иностранным инвесторам, потому как для страны это не основное направление деятельности по развитию минерально-сырьевой базы», — пояснил Сергей Мамчик.
Он же подтвердил информацию о разработке технологий добычи золота. Пока же этот драгоценный металл в стране не добывается, да и крупных его скоплений пока не обнаруженно.
Отходы строительного камля в деле
Технология использования вторичного сырья с месторождений полезных ископаемых разрабатывается в Беларуси. Об этом в рассказала директор Института геологии Научно-производственного центра по геологии Ольга Березко.
Всем известно, что не всё добытое из земных недр подлежит промышленной переработке. Отбракованный материал не отправляется на заводы, а просто сваливается в кучи возле месторождения. Понятно, что такой подход имеет неблагоприятные последствия для окружающей среды.
Современная технология переработки позволяет производить силикатные материалы многоцелевого назначения — строительные керамические изделия, минеральное волокно, стеклокристаллический материал. Их качество не уступает керамическим изделиям, которые в настоящее производятся из импортного сырья в нашей стране. После испытания технологии будет решаться вопрос о её промышленном внедрении, подчеркнула Ольга Березко.
Свалки на ладони
Актуальная и долгоиграющая проблема — обращение с отработанными карьерами. В большинстве случаев они плавно превращаются в свалки. Способ борьбы с этим видом загрязнения окружающей среды предложил Институт геологии Научно-производственного центра по геологии.
До конца 2017 года в Беларуси будет внедрена специальная система аэрокосмического мониторинга. Ожидается, что она будет выявлять несанкционированные свалки с помощью спутников.
Беларусские учёные разработали мониторинг состояния техногенно изменённых природных ландшафтов с помощью беспилотных авиационных комплексов и космической системы дистанционного зондирования Земли. Она помогает найти места добычи полезных ископаемых открытым способом по космическим снимкам.
«Это позволяет установить несанкционированные карьеры и свалки, в том числе образовавшиеся на заброшенных карьерах. Такой мониторинг на 40% менее затратный и более эффективный», — комментирует директор института Ольга Березко.
На данный момент система начала пилотную работу в Могилёвской, Витебской и Гомельской областях.
Вопросу рекультивации заброшенных карьеров поможет и Министерство природных ресурсов и охраняя окружающей среды.
«По поручению президента Беларуси готовится документ, в соответствии с которым в планы благоустройства и наведения порядка на земле в 2017 году включат меры по рекультивации карьеров. Для этого предстоит выяснить, сколько таких карьеров в стране, на каких землях, определить источники финансирования», — отметил Сергей Мамчик.