«На море не поехала, купила коня!»
Наши герои живут в деревне Тиновка Полоцкого района. Яна рассказала, что в своё время училась в столице, но потом потянуло в провинцию. Какое-то время она проживала в Новополоцке, была студенткой Полоцкого государственного университета. Одна из полученных ею специальностей — преподаватель английского языка, что в принципе могло гарантировать престижную работу. Но Яна выбрала другой жизненный путь.
Она с ужасом вспоминает о том, как неприятно жить в Минске, что от городского шума, суетливой толпы голова у неё начинает болеть. В этом девушка вновь убедилась недавно, когда пришлось побывать в столице, да ещё в час пик.
«Я не раз удивляла знакомых. Например, когда училась на втором курсе университета, собирала деньги, чтобы на море отдохнуть. Не поехала, а купила вот этого коня. Его в хозяйстве, где он находился, планировали на мясокомбинат сдать. А ему тогда ещё и года не было. Вначале он жил у знакомых моих в деревне. А вот этого, его брата, я выкупила у цыган», — рассказала Яна.
Ведь говорят же про «полцарства за коня», а, оказывается, бывает, ради коня жертвуют морем.
Хорошая зарплата — не главное
Семейное подворье относительно небольшое: здесь живут четыре лошади, два пони, семь кур, три гуся, четыре представителя семейства козлиных, лебедь, два котёнка и четыре собаки.
«Лебедь с нелёгкой судьбой. Его рыбаки нам подарили. Птица могла погибнуть от голода. В сильные морозы водоём полностью покрылся льдом. Неравнодушные люди звонили в инспекцию. В ответ на тревожный сигнал услышали про естественный отбор в природе. Мол, хищная птица, если не выживет, так и что?» — с болью рассказывает хозяйка.
Супруги планируют приобрести северного оленя, а также заняться разведением индюков.
Александр Масловский также неординарная личность. Работая на «Нафтане», мечтает поскорее жить натуральным хозяйством.
«Я — машинист компрессорной установки. Хороший коллектив и зарплата относительно большая. Но дышать на работе трудно, да и в Новополоцке воздух, мягко говоря, оставляет желать лучшего. А хочется дышать чистым. Поэтому с Яной будем стараться работать на земле, чтобы и я круглые сутки был дома», — рассуждает он.
Мужчина ведёт трезвый образ жизни, не курит, от мяса пока не отказывается. Но, как подчёркивают супруги, своих животных в пищу употреблять не будут, так как воспринимаются они как члены семьи.
В отличие от других, Яна и Александр не зарабатывают деньги ни на аграрном туризме, ни на катании верхом. Для деток они делают бесплатные конные прогулки, но с небольшим условием для родителей. Услугу оказывают взамен на помощь от них, кто что сможет: поспособствовать окончанию строительных работ или дров подкинуть. За всё благодарны супруги. Тем более что дом, где они живут, построили ещё родители Яны, но он так и «не доведён до ума». Всё упирается в нынешнюю дороговизну материалов.
Вместо газонокосилки… пони
Яна и Александр используют своих питомцев вместо техники, например, пони хорошо «работают» газонокосилкой.
«А почему удивляетесь? За рубежом траву на газонах не косят. Я в интернете про это читала. Пони, когда едят, аккуратно срезают травку. У меня и соседи просят «живую технику» в аренду. Лошади трактор заменяют», — уточнила Яна.
Оказалось, что девушка также владеет редким ремеслом — делает упряжь, попоны и прочее. А ещё расчищает копыта лошадей, поддерживая их состояние в анатомически правильном виде. За помощью к Яне, единственному специалисту в Полоцком районе, обращаются не только хозяева лошадей, живущие недалеко. Она ездит расчищать копыта клубных лошадей в Полоцк, Боровуху, а также в российские города: Себеж, Псков, Невель. Изредка работает в Минске.
Масловские не стесняются называть себя дауншифтерами, в Евросоюзе это уже целая мода, когда люди из городов перебираются в глушь. И если название такой «тенденции» перевести на русский язык, то получится «переход в низы», или «от сложного к простому».
Постепенно в нашей стране всё больше людей стремятся переехать подальше от городов. Ведь жизнь с натурального хозяйства, выращивая овощи и фрукты своими руками, общаясь с животными, позволяет меньше зависеть от очередных финансовых кризисов.