03.04.2018 / 09:04

Сообщества активистов проходят разный путь, прежде чем зарегистрироваться: кто-то существует 10 лет, а для кого-то регистрация – это точка отсчёта. Опытом делятся три НГО, которым нет и года, комментирует эксперт Центра правовой трансформации (Lawtrend).

Законодательство гласит, что любая инициатива граждан должна быть зарегистрирована, правоприменение показывает, что это невозможно. Надо она или нет, чем это грозит и что даёт? Опытом делятся три молодые велоорганизации из Минск, Гомеля и Новополоцка.

 

«Солянка» из Минска: «Наши предложения не то что игнорировали – у них не было ответа»

Организация «Солянка» молода, а история её появления – пример целеустремлённости. Студенты-строители из БНТУ зарегистрировались после долгих попыток убедить администрацию студгородка, что стоит поставить велопарковку.

«Мы зарегистрировались полгода назад для лоббирования интересов велосипедистов-студентов и для решения конкретной проблемы – строительства крытой велосипедной парковки возле общежития, где живёт большинство членов нашей организации», – говорит Евгений Рудский, председатель МОО «Солянка».

Студенты обращались к заведующему общежитием, потом к заведующему студгородком и руководству университета.

«На наши предложения у них не нашлось ответа. Мы решили поставить сами, но не хватило полномочий. Мы советовались с разными людьми, и узнали, что можно это сделать, создав либо общественную, либо коммерческую организацию, – продолжает Евгений. – Готовили документы полгода, и 1 сентября всё-таки её открыли… А ВУЗ в ответ на все проекты парковки ответил: «Вы, конечно, молодцы, но мы не можем разрешить».

 

Об университете: деканат любит, ректорат – нет

В итоге парковку согласовывают вне территории ВУЗа с администрацией. Создатели «Солянки» узнали также, что проблема с парковкой не только у них: велосипеды нельзя хранить в большинстве общежитий (порядка 70%).

«Нас очень любит деканат, но боится и не любит ректорат, – говорит Евгений. – Регистрироваться стоит тому, кто хочет заниматься деятельностью более-менее профессионально. И плюс когда тебе 19 лет, то очень сложно отстоять своё мнение. Другое дело, когда ты приходишь в ректорат с бумагами и печатью. Самое крутое, что я туда приносил, было письмо-просьба о строительстве крытой велосипедной парковки от имени студсовета, профкома, БРСМ, «Солянки» и МВО.

Единственное, что доставляет лёгкий дискомфорт – о нас забывают, как только мы уходим. К сожалению... Но в последнее время ректор меня уже помнит, знает меня по имени и здоровается даже на улице».

 

Новополоцкий велоклуб: Регистрироваться стоит, если вашей организации нужен больший вес

Сообщество велосипедистов  в Новополоцке появилось несколько лет тому, а зарегистрировано как НГО недавно. Подготовкой документов занималось два человека.

«Первый раз я отвёз документы в сентябре, – говорит председатель ОО «Велоклуб «Верста» Антон Киреев. – Были недочёты: не нравились некоторые сокращения, приходилось довозить документы. Нам даже приостановили на месяц регистрацию в связи с тем, что мы указали не полностью «Республика Беларусь», а «РБ».

Но в  итоге всё получилось: свидетельство о регистрации получили 21 декабря 2017 года. Почему решили регистрироваться?

«У нас проходят крупные мероприятия, и велосипедистов очень много. Последний велопробег собрал чуть больше 1000 человек, и мы решили, что регистрация всё-таки нужна», – говорит Антон Киреев.

Саму процедуру Антон считает несложной, но бюрократизированной. Говорит, что не обязательно заниматься регистрацией тем, кто справляется без этого, «имеет выход на власти, и они их поддерживают».

«Но если хочется, чтобы с вами считались больше и чтобы организация имела больший вес – регистрация нужна», – говорит он.

 

«ВелоГомель»: Я поняла, что мы нелегальны

История следующей инициативы долгая и показывает: сообщества не всегда заявляют о себе в формальном поле. Движение «ВелоГомель» существует около 10 лет.

«Я в это движение пришла год назад, когда чисто случайно научилась кататься на велосипеде, – говорит председатель организации Светлана Драгунцова-Король. – Я увидела, что «ВелоГомель» – это группа людей, которые активны и с удовольствием отзываются на мои организаторские предложения».

Раньше движение занималось, по словам Светланы, любительским спортом. За последний год появился проект «Велосемья», волонтёрское движение.

«Я видела, что инфраструктура в Гомеле находится на очень низком уровне. А есть города, где она развивается активнее, не говоря про Минск: Брест, Гродно. Почему? Может быть, потому что там есть зарегистрированные велоорганизации?

Во-вторых, однажды я приезжаю в горисполком за разрешением на проведение дамского велопарада, и мне задают вопрос: «А вы вообще кто?» И я поняла, что мы нелегальны с точки зрения закона».

 

До регистрации: «Сейчас! Начнут мне ходить пенсионеры и указывать, как развивать велодвижение»

Процесс регистрации занял месяц. Документы отдали 27 января, и потом в исполком пришлось ходить почти как на работу, в частности исправляя множество формальных ошибок в оформлении. Свидетельство о регистрации было получено 21 февраля.

Буквально на следующий день Светлане позвонили из облисполкома, поздравили. А потом главный архитектор пригласил «ВелоГомель» в комиссию по реализации концепции велодвижения. Не понадобилось звонить и просить, как раньше:

«Не думаю, что нужно называть это должностное лицо, но однажды мне сказали: «Сейчас! Начнут мне ходить пенсионеры и указывать, как развивать велодвижение». Что даёт регистрация? Официальный статус, возможность более авторитетного участия».

Кому не нужна регистрация? Тем, кому бюрократия процессов, оформление документов, вопрос членских взносов помешают делать их дело. Например, делать веломаршруты или парады, что можно делать от своего имени или будучи членом чужой организации (например, МВО).

 

Размытые формулировки: незаконна даже инициатива вяжущих бабушек

Несмотря на то, что сообщества порой появляются раньше, чем происходит их регистрация, формально это запрещено. Запрет на деятельность незарегистрированных организаций был установлен ​​в Беларуси в 1999 году. В декабре 2005 года парламент принял поправки в Уголовный кодекс, и он дополнился ст. 1931. Закон подразумевает необходимость регистрации любой группы граждан.

«В законодательстве нет определения таких понятий как «инициатива», «движение», т.е. говорить о том, что, назвавшись так, можно избежать ответственности за участие в деятельности незарегистрированных организаций, не приходится. Статья 193.1 сформулирована так, что она теоретически она может распространяться на любое образование, имеющее выраженную структуру, цели. Она настолько широка, что под ответственность может попасть и инициатива бабушек, которые вяжут, и инициатива, которая занимается незаконной деятельностью, – говорит Ольга Смолянко, эксперт Центра правовой трансформации (Lawtrend). – Конечно, на практике у разработчика не было цели наказать бабушек. Статья внесена в Кодекс под определённые цели: в 2005 году, когда УК был дополнен, сразу началась череда показательным уголовных дел. Это касалось «Партнёрства», «Молодого фронта» (всего известно о применении данной статьи в отношении 18 человек)».

Уже несколько лет по статье 193.1 УК не выносят уголовные приговоры, но её существование Ольга называет дамокловым мечом. Статья продолжает применяться в качестве превентивного средства: прокуратура и КГБ периодически выносят предупреждения лидерам и активистам незарегистрированных объединений, угрожая привлечением к уголовной ответственности, если лицо не остановит общественную деятельность в незарегистрированной структуре.

 

Юрист: «Есть те цели, ради которых создание организации неоправданно»

Найти грань между тем, когда человек уже представитель организации, а когда – ещё нет, нельзя:

«Белорусское законодательство часто содержит очень размытые формулировки. Это большая проблема: чем более неточна формулировка, тем шире может толковать статью», – говорит Ольга Смолянко. Например, формально массовым мероприятием можно назвать встречу у кого-то дома, а голодовка мужа в кругу членов семьи подпадает под определение пикета.

Поэтому речь должна идти о разумных границах:

«Несмотря на статью 193.1 в УК, я не призываю всех повально регистрироваться. Если люди собрались установить во дворе лавочку или детскую площадку – а это частый пример – то глупо навязывать им регистрацию.

Создание организации – это дополнительная ответственность и расходы, дополнительный документооборот. Занявшись этим, люди могут не поставить лавочку. Есть те цели, ради которых создание организации неоправданно и ненужно».

 

Образовательный семинар проводился в рамках кампании deVELOpment, направленной на помощь велоакактивистам иных городов в вопросах их более активного и профессионального участия в городском развитии.
Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость