На этой карте мира показаны 400 наиболее крупных городов, находящихся рядом с ареалами обитания видов подвергаются угрозе.
Примерно на 1 миллиард человек увеличится население планеты к 2030 году, пишет Линда Пун (Linda Poon) в феврале 2018 года на американском сайте об урбанистике и урбанизации citylab.com.
На Земле будет проживать примерно 8,5 миллиарда человек, урбанизация продолжится, усугубится так называемое расползание городов, и они продолжат поглощать места, которые дикие птицы, млекопитающие и растения считают домом.
Фактически не менее 423 крупных городов, чьё население превышает 300 000 человек, расположены в 36 регионах-очагах биоразнообразия, или «biodiversity hotspots», как их называют учёные из США.
Направления роста этих городов были спрогнозированы в лаборатории Сето (Seto Lab) в Йельском университете. Если верить прогнозам учёных, то 90% из упомянутых городов уже через 10 лет могут уничтожить естественные места обитания редких и исчезающих видов рядом с собой.
Этот вывод из исследования был представлен на Всемирном урбанистическом форуме в Куала-Лумпуре исследователями из университета Пенсильвании. Ландшафтный архитектор Ричард Уэллер, который возглавлял исследование (но не присутствовал на форуме), прокомментировал вывод для CityLab по телефону.
Он уверен, что пора встревожиться и, наконец, переосмыслить процесс роста городов, тем более что крайний срок реализации 11 Цели устойчивого развития ООН, в которой говорится о необходимости интеграции биоразнообразия в повестку дня городского развития, – 2020 год.
Уэллер запустил проект «Атлас конца света», в котором изучается влияние урбанизации на биоразнообразие. Название проекта призывает задуматься, а серия карт проекта детально показывает так называемые зоны конфликтов, где края городов смещаются в направлении ценной для животных и растений среды обитания.
На основании данных лаборатории Сето исследователи сопоставили площадь, которую предположительно займут эти 423 города, и два набора данных:
- территории, занимаемые исчезающими растениями
- ареалы обитания 3 000 исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения видов млекопитающих
Учёные обнаружили, что если 383 из 423 исследуемых городов продолжат расти согласно прогнозам, то их площади и указанные территории пересекутся. Эти места станут зоной конфликта дикой природы и урбанизации. Исследователи смогли выделить из общего списка 33 города, где конфликт будет выражен наиболее ярко.
«Мы утверждаем, что нужно объединить эти города, сформировать альянс, – говорит Уэллер. – Им нужно работать вместе и делиться знаниями, чтобы избежать этой катастрофы».
На веб-сайте проекта карты этих 33 городов подробно показывают безнадёжность ситуации – большое количество нарушаемых пространств. Например, Джакарта в Индонезии уже давно на примете у экологов из-за своего хаотического роста и неадекватных ему усилий по предотвращению изменения климата.
К 2030 году в Джакарте прогнозируют рост населения на 3 миллиона, в результате чего границы города сдвинутся вглубь ареала обитания многих видов Сундаланд, в котором город находится. В этой части юго-восточной Азии редкие и исчезающие виды и так под угрозой из-за агрессивной и зачастую незаконной вырубки лесов для производства каучука и пальмового масла, а также по причине браконьерства и строительства дорог.
Красным обозначены зоны, где сталкиваются урбанизированная среда и город; чем темнее оттенок, тем сильнее влияние на территорию. Светло-зеленые зоны – это охраняемые территории, а темно-зеленые оттенки указывают на пригородные зоны с богатой экосистемой.
Важно отметить: в данном исследовании речь не о том, что дикая природа важнее человека.
«Вокруг городов есть мембрана – земля, не принадлежащая человеку. Она имеет большой потенциал, и город может инвестировать в неё», – говорит Уэллер.
Польза города не только в наличии здоровой экосистемы и природных ресурсов. «Мембрана» может смягчить засухи, наводнения и другие последствия изменения климата.
Немало городов-«очагов» находится в развивающихся странах, где среди факторов роста миграция из сельских районов людей, которые хотят жить в городе, но могут позволить себе только пригород.
«Мы ожидаем, что миллиарды людей в этом столетии переместятся в такие неформальные поселения, и это проблема, потому что они строят свой собственный город там без каких-либо правил», – говорит Уэллер.
Быстрорастущий Лагос в Нигерии занял большую площадь земель, где были водно-болотные угодья и манговые заросли – естественные барьеры для наводнений. Из-за этого жители города очень уязвимы в случае повышения уровня моря, особенно на окраинах города, где застройка возникла без формальной процедуры планирования.
По прогнозам население Лагоса утроится к 2050 году. Это значит, что таких районов станет ещё больше, а значит, среда обитания животных и растений будет разрушаться ради урбанизации. Попытки правительства исправить первоначальное отсутствие планирования оказались катастрофическими и закончились массовым переселением и насилием.
Уэллер сказал, что его команда пытается «прочитать каждый город с точки зрения осознания им своей экологической ситуации в отношении биоразнообразия», и преимущественно эти города «не имеют какой-либо документации, говорящей о планировании или иных решениях, которые позволят избежать этого бедствия».
Безусловно, некоторые города более сознательны, чем другие (по крайней мере, в отношении борьбы с разрастанием). Например, Лос-Анджелес недавно удалось уплотнить благодаря совершенствованию транспортной системы, что побуждает строить более плотно. Но, как показывает вышеприведенная карта, это не устранило зоны потенциального конфликта.