Мало какая атомная станция в мире могла бы похвастаться таким пристальным к себе вниманием ещё на этапе выбора площадки, как БелАЭС. Но слава эта была и есть, скорее, скандальной. Собрали важные факты о строительстве и запуске станции.
Факт 1. Спорный выбор площадки и отказ соседей покупать атомную электроэнергию
Строительство первой беларусской АЭС началось в Островце в 2011 году. Выбранная локация — у самых границ с Литвой — вызвала немало споров с соседями. Станция находится всего в 50 км от Вильнюса.
Строительство завода было окутано секретностью в лучших советских традициях. В 2017 году власти Беларуси отказали заинтересованным членам Европарламента в доступе, но бывший министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас придумал нетрадиционный способ осмотра строительных работ. В сопровождении комиссара ЕС Мароша Шефчовича он совершил полёт на воздушном шаре, чтобы осмотреть территорию атомной электростанции из воздушного пространства Литвы.
В конце концов Литва признала станцию угрожающей её национальной безопасности. А позже в знак протеста отказалась закупать электроэнергию с неё.
С литовской стороны даже пришлось разобрать уже построенные линии электропередач, по которым Беларусь надеялась поставлять излишки электроэнергии в ЕС, и тем самым окупить строительство станции и выплатить российский кредит. А речь ни много ни мало идёт о 7 миллиардах долларов.
Польша и Эстония ранее заявили, что присоединяются к бойкоту. Отказ от энергии Беларусской АЭС подтвердила и Латвия. Балтийские страны заявили, что разработали систему проверки происхождения электроэнергии, которая в теории должна исключить поставку беларусской энергии через Россию.
Факт 2. Новые реакторы
Беларусская атомная электростанция с двумя реакторами суммарной мощностью 2 400 МВт строится по российскому проекту, генеральным подрядчиком выступает «Атомстройэкспорт» — подразделение российской госкорпорации «Росатом».
БелАЭС оборудована реакторами нового типа, ВВЭР-1 200, которые, по утверждению официальных лиц, снизит последствия аварии типа той, что была на Фукусима-1, за счёт специальной системы безопасности, известной как ловушки расплава.
Однако они по-прежнему не могут предотвратить выброс радиации в атмосферу.
Факт 3. Первое в мире падение ядерного реактора
В июле 2016-го года при репетиции установки корпуса для первого энергоблока БелАЭС 300-тонное изделие сорвалось с высоты 2—4 метра. Явных повреждений найдено не было, однако не исключалось наличие микротрещин.
Поэтому было принято решение отказаться от данного корпуса, а на первый энергоблок был установлен корпус, предназначавшийся для второго. Впрочем, и этот второй реактор беларусская сторона умудрилась поцарапать при транспортировке по железной дороге.
Надо сказать, это было первое в мире падение корпуса ядерного реактора.
Факт 4. Сомнительные стресс-тесты
В 2016-2017 года Беларусь добровольно провела так называемые стресс-тесты БелАЭС, но их результаты вызывают сомнения как у беларусских экологов, так и у литовских экспертов. Так, Литва выразила сомнения в устойчивости станции в случае экстремального землетрясения, поскольку тесты базируются на исследованиях 1997 года.
Утверждается, что в стрессовых тестах Островецкой АЭС не учтены возможные последствия от лесных пожаров в расположенных поблизости лесах и другие опасности, в их числе возможное наводнение после землетрясения, которое может произойти, если прорвёт три искусственных водоёма на реке Нярис.
Недостаточно убедительно выглядят и выводы, что станция выдержит падение самолёта на реакторы, поскольку речь идёт о легкомоторных самолётах. В остальных случаях, уверяют беларусские власти, должна сработать система ПВО, и никакой самолёт на станцию не упадёт.
Факт 5. Проблема с выдачей лицензии и бесконечные остановки после официального запуска
Сроки запуска станции постоянно переносились. Эксплуатация должна была начаться в 2020 году году, но возникла проблема с получением лицензии от собственного государственного управления ядерной и радиационной безопасности. Чтобы обойти ограничения и запреты, Александр Лукашенко отменил требование по лицензированию.
Очевидно, это было сделано для того, чтобы открытие станции совпало с его шестой инаугурацией осенью 2020 года. Однако работы на реакторе пришлось прекратить на следующий день после запуска станции из-за отказа оборудования.
Согласно проектной документации, и первый, и второй энергоблоки должны работать 90% времени (10% отводится на перезагрузку ядерного топлива раз в год). Но по факту с момента включения первого энергоблока в энергетическую систему простоев набежало на 363 дня. С момента введения в промышленную эксплуатацию, то есть с июня 2022 года, станция простаивала 54,8 % времени.
Причём ясного и точного объяснения, что именно пошло не так, беларусские власти не предоставили.
Факт 6. Проблемы с документацией
Летом 2020-го беларусские экологи забили тревогу из-за размещённых на сайте госзакупок тендеров о проведении работ на БелАЭС. В одной из заявок объявлялся поиск «потенциальных поставщиков оборудования, изделий и материалов для устройства системы пожаротушения на объекте “Белорусская АЭС”» — теоретически это значит, что на одном из объектов АЭС незадолго до начала запуска могло не быть противопожарной защиты.
Другой тендер объявлялся на услуги по «восстановлению, ведению и сдаче исполнительной документации на объектах строительства Беларусской АЭС».
Общественное объединение «Экодом» заметило, что этот тендер может свидетельствовать о том, что каких-то документов на работы по возведению БелАЭС просто не было, либо они утеряны. При этом вся работа требовала 2 340 человеко-часов, из чего экологи заключили, что вряд ли речь идёт о нескольких документах.
Согласно условиям тендера, документация должна была быть готова к началу сентября — то есть через месяц после того, как в реактор по плану должны были загрузить ядерное топливо.
Разработку документации задним числом беларусские экологи назвали недопустимой и потребовали приостановки работ на станции, объяснений от беларусского заказчика и российского подрядчика строительства.
Факт 7. Неизвестно, сколько стоит
Точная стоимость строительства БелАЭС неизвестна и является коммерческой тайной. В апреле 2019 года Александр Лукашенко говорил, что проект потребует не менее 7 млрд долларов.
Правда, кроме возведения самой станции, нужно также учитывать затраты на инфраструктуру, которые в 2011 году Лукашенко оценивал в 3 млрд долларов. Ещё около 700 млн долларов, по данным Минэнерго, необходимы для интеграции БелАЭС в энергосистему страны.
Кроме того, экологи обращают внимание на огромные затраты по демонтажу и утилизации атомной станции, чем рано или поздно придётся заниматься.
Факт 8. Совсем не экономная
Предполагалось, что БелАЭС должна помочь стране экономить на закупке природного газа и обеспечить нашу энергетическую безопасность.
Власти обещали: полный ввод в строй двух реакторов БелАЭС позволит ежегодно замещать порядка 4,5 миллиардов кубометров газа. По факту с ноября 2020 года по декабрь 2022 года станция (пока только один энергоблок) позволила заместить около трёх миллиардов кубометров природного газа.
А согласно официальной статистике, объём закупки газа в первом полугодии 2021 года был даже выше, чем до запуска АЭС за то же время в 2020 году (19 против 17,8 миллионов кубометров).
Факт 9. Непонятно, как отдавать кредиты
Согласно соглашению о сотрудничестве в строительстве АЭС, заключённому в 2011 году Минском и Москвой, Россия выделила Беларуси 10 млрд долларов кредита под проект. Ещё 10 % от стоимости строительства Беларусь должна изыскать из собственных средств.
Первоначально выплачивать кредит Минск должен был начать через 6 месяцев с даты ввода АЭС в эксплуатацию (но не позднее 1 апреля 2021 года) и производить выплаты равными долями каждые полгода до 2035 года. Затем стороны договорились перенести начало выплат на 1 апреля 2023 года, позже — ещё на год.
Ранее эксперты отмечали, что, согласно условиям кредита на строительство АЭС, до 1 апреля 2023 года Беларусь должна была каждые полгода выплачивать России по 115,5 млн долл. США (при условии, что использовано только 7 млрд долл. США кредитных ресурсов).
Факт 10. Энергия не стала дешевле
По подсчётам экспертов в области энергетики, согласно ранее достигнутым договорённостям, до 1 апреля 2023 года Беларусь должна была выплачивать России по 297,3 млн долл. США каждые полгода. Таким образом, выходит, что если АЭС выработала 9,3 млрд кВтч почти за полтора года и выплаты по кредиту в этот период должны составляли $346,5 млн, то в произведённой электроэнергии только инвестиционная составляющая равна 3,7 цента/кВтч.
Поскольку второй энергоблок БелАЭС не был запущен до 1 апреля 2023 года, а режим работы станции не сильно изменился, то на выплату кредита Беларуси пришлось бы потратить уже не менее 9,3 цента США/кВтч, говорят эксперты.
Впрочем, сколько реально платит Беларусь, доподлинно неизвестно.
Факт 11. И наконец, неясно, что с хранилищем
БелАЭС уже пережила первую частичную замену ядерного топлива. И такие замены на станции будут проходить каждый год её эксплуатации. Пока отработанное топливо будет храниться на специально оборудованной площадке на территории самой станции.
Затем его отправят в Россию, где из него извлекут плутоний и уран, а затем вновь вернут в Беларусь, но уже в специальное отдельно построенное хранилище. Пока для него даже не выбрана площадка. Неизвестно также, сколько будет стоить такое хранилище.