Президент не в первый раз заявляет о необходимости решить вопрос с отходами пластика, стекла и т.д.
В марте прошлого года Лукашенко подписал Директива № 7, которая призвана была сократить объемы накопления коммунальных отходов, регулиривать их более глубокую переработку и вторичное использование.
Еще за год до этого, в декабре 2018 года, Лукашенко предложил начать отказ от пластика с бутылок для воды.
«Нам надо уходить от полиэтилена, для начала хотя бы для розлива воды. У нас достаточно производства стеклопосуды. И не надо травить людей. Уверен, что у больших и малых начальников уже водичка в стекле. В мире пошла тенденция освобождаться от полиэтилена и больше ориентироваться на экологически чистую тару. Это задача для вас», — говорил тогда президент.
Спустя год после подписания Директивы, Александр Лукашенко вновь задался вопросом, что мешает Беларуси наладить более глубокую переработку отходов.
«Мы что, в компактной стране не можем собрать отходы и их переработать? Ведь то же стекло получить традиционным образом значительно дороже. А тут готовое стекло переплавил, получил опять бутылку или еще что-то, - сказал президент. - Нет, мы ждем, как с этой нефтью, пока жареный петух, как в народе говорят, не клюнет в определенное место. Потом будем героически искать альтернативу, договариваться и так далее. Деньги под ногами, взять не можем! Я к чему это говорю? Вы мне предлагаете аж в 2022 году сделать то, что в Советском Союзе давно уже было апробировано и сделано: сбор этих несчастных бутылок. И все эксперты, в том числе Администрация Президента, дали положительное заключение. Удивительно! Я и про Комитет госконтроля тоже и прежде всего, наверное».
Уровень использования коммунальных отходов в Беларуси по итогам прошлого года не превышал 22,8%. В составе коммунальных отходов, отходы пластика составляли порядка 280 тысяч тонн.
При этом одной из мер улучшения показатей Беларусь считает строительство мусоросжигательных заводов. В частности, было объявлено, что до 2022 года под Минском должен быть построен один из таких заводов, который будет сжигать 500 тысяч тонн мусора в год, из которого будут получать электрическую и тепловую энергию.
Ориентировочная инвестиционная стоимость строительства должна составить около 200 млн евро (данные на конец 2017 года). Срок строительства завода — два года. Объем отходов после сжигания планируется сократить на 20−30%.
Экологи не считают мусоросжигательные заводы хорошей практикой ни с точки зрения рационального использования ресурсов, ни с точки зрения заботы о здоровье граждан и влиянии на окружающую среду.
Зарубежные исследования подтверждают существование зависимости состояния здоровья людей от близости их проживания к МСЗ. По данным исследователей, сжигание мусора опасно для здоровья населения. При сжигании твёрдых коммунальных отходов (ТКО) образуется множество вредных веществ, в первую очередь, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), токсичные тяжелые металлы и диоксины (сильнейшие канцерогены и мутагены).
Гораздо более безопасными и экологичными являются технологии сбора и переработки тары. которые можно стимулировать введением залоговой системы. Той самой, которая работала в Советском Союзе, и на которую ссылается президент.
Интересно, что по данным Министерства финансов РБ, внедрение принципов циркулярной экономики могло бы обеспечить Беларуси 12-15% прироста ВВП.