Около 7 тысяч человек работает в беларусском отделении EPAM, и компания могла бы основать город – этот статус получают населённые пункты, где более 6 тысяч человек.
Количество компаний в Парке высоких технологий за последние пару лет выросло в разы и близится к 400. Уровень зарплат у всех этих людей уже почти притча, как и некие особенные черты, которые приписывают их личностям.
Меняют ли люди из информационной сферы Минск или они – как все? В субботу ответ искали два рыжих человека в огромном зале с зелёной подсветкой – в галерее Ў прошло открытое интервью, которое брали друг у друга архитектор и представитель пространства ОК16 Георгий Заборский и IT-специалист Денис Левчук.
Читайте также: Программист за свои деньги спасает пруд в Минске
Иметь большую долю IT – плюс для города
«Я обратил внимание на тенденцию: IT-экономика и индустрия становятся серьёзными заказчиками городской среды», – говорит о глобальных тенденциях Георгий Заборский, архитектор и один из создателей Минской урбанистической платформы, представитель креативного кластера ОК16.
Он приводит пример из США: компания Amazon выбирает место для нового офиса, в котором будут работать 50 тысяч человек (для масштаба – в технопарке «Великий камень» 120 тысяч – ред.)
В городе должно быть больше 1 миллиона жителей, хороший транспорт. Он должен быть дружественным для бизнеса и с низким уровнем преступности, а также привлекать и удерживать людей с сильными техническими знаниями.
«Это статусный и экономический плюс, и многие города и штаты боролись за него, как страны борются за то, чтобы принять Олимпиаду. А с другой стороны у нас есть Минск. Что такое Минск? Место, в котором если кто-то и делает деньги, то это сотрудники IT-сектора», – говорит Заборский.
Читайте также: «Взглянул на схемы и не узнал родной город». Активисты предложили городу полторы сотни зелёных территорий
Бизнесу не выжить без IT
Возможно, в Минске нет офиса Amazon, но влияние IT-отрасли огромно, считает спикер.
«И я как человек, связанный с городской средой, вижу огромное количество парадоксов, связанных с IT как серьёзным игроком на поле создания минской экономики», – говорит Георгий Заборский.
Он называет цифры: в Минске IT занимает 75 тысяч м2 площади, которые разделены между Epam, Wargaming и более мелкими компаниями. Большинство находится на окраинах, но именно эта профессиональная группа имеет деньги, чтобы быть заказчиками качественной городской среды.
Кстати, средняя зарплата в сфере, согласно анализу 1322 анонимных анкет на сайте dev.by, составляет более 1600 долларов.
Как считает Заборский, в сторону ИТ поворачиваются многие бизнесы. Например, недавно ресторатор Прокопьев, начавший свой бизнес ещё в 90-х, выступал в одной IT-компании.
В начале выступления он сказал, что пришёл развлекать себя и других, а также с прагматичной целью – рассуждая, что же в голове у её работников. Ведь без айтишников бизнесу не выжить на «нищающем и сужающемся» беларусском рынке, как считает Прокопьев.
Читайте также: "Если Джордж не сможет летать, придется сдать его в приют". Как айтишники из Гомеля спасли дятла
Но IT нужен новый бизнес
Бизнесмен Прокопьев выделяет этих людей в отдельную целевую группу, и не только он: например, минчане в интервью регулярно упоминают, что это айтишники могут “посещать различные заведения” по улице Зыбицкой. Те же люди говорят, что дело не только в зарплатах, и готовы составить психологический портрет.
«Я бы сказал, что мы такие же горожане, обыкновенные люди, и не вижу ничего сверхъестественного. Строю гипотезы, почему Урбанистическая платформа посвятила IT целый день. Чтобы спросить, построят ли программисты за свои деньги парк? Поставят ли пандус?», – говорит Денис Левчук, системный архитектор в минском офисе иностранной компании, которая занимается разработкой страховой платформы.
«Среди моих друзей и знакомых из IT многие стараются посмотреть, что они могут сделать в городе. Кто-то открывает кофейный офлайн-бизнес, кто-то занимается театральными проектами», – приводит примеры Георгий Заборский.
По мнению спикеров, доля айтишников часто велика среди тех, кто поддерживает социальные проекты через краудсорсинг. Они же отказываются от трационного потребления: например, от частных автомобилей премиум-класса в пользу аренды.
«Да, они зарабатывают больше, но, [такие-сякие], совершенно по-другому тратят», – соглашается Денис Левчук.
Знания ценят больше, чем Bentley
Левчук заметил: многие IT-шники принципиально передвигаются на общественном траспорте, электросамокатах и электроколёсах.
«Владение автомобилем – не признак статуса. Знания ценятся больше, чем то, на какой машине ты приезжаешь на работу», – говорит он.
«Откуда это берётся? Чистый экономический расчёт? Эту груду железа нигде не запаркуешь, а ещё и чинить надо, проще вызвать Uber? Или это культурная установка?» – спрашивает Заборский.
«Общественный транспорт действительно намного удобнее, чем обслуживать, покупать и перепродавать автомобиль», – отвечает Денис.
Стеклянная дверь – уже революция
А что по поводу жилья? Купить ли квартиру в новостройке, которой уплотнили советский двор? Или построить дом за городом, установив трёхметровый забор? А может, переехать поближе к центру?
«Я могу отвечать только за себя, как обычный горожанин. Хотелось бы красивое жильё со двором без машин, с высоким потолком и в центре города, обычное скандинавское жильё.
Очень многие пошли [покупать квартиры] в А100, хотя и там есть минусы: архитектурные, планировочные. Но основной минус – расположение, это далеко от того, что составляет мой образ жизни: скамейки, деревья, погулять вечером с друзьями, выпить вечером кофе – ничего сверхъестественного», – говорит Денис Левчук.
Он напоминает: жилая среда пока такова, что стеклянная дверь в подъезд – уже революция. Но вообще «в Минске всё хорошо, кроме климата – это всё, на что жалуются мои друзья и знакомые», – говорит Левчук.