10.07.2017 / 18:07

На 41-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в Кракове 5 июля приняли решение по Беловежской пуще. Её не лишат статуса Всемирного природного наследия человечества, но она может оказаться в списке объектов, которые находятся под угрозой.

Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО вновь подтвердил свою просьбу к Польше сохранить «преемственность и целостность охраняемых лесов возраста 100 и более лет в Беловежской пуще» и призвал «немедленно прекратить все вырубки и лесозаготовки в старой части леса».

Судя по публикациям в польских СМИ и реакции в соцсетях, польские экоактивисты довольны принятым на сессии решением. Хотя оно и не означает, что рубки будут немедленно остановлены. Активисты продолжат следить за тем, что происходит в лесах Беловежской пущи.

Комитет всемирного наследия подтвердил свою позицию, что коммерческая добыча древесины будет представлять потенциальную опасность для объекта всемирного наследия. Отмечается, что увеличение лесозаготовок может отрицательно сказаться на местах обитания редких видов, а также нанести непоправимый ущерб биоразнообразию, в том числе из-за вырубки старых деревьев (возрастом 100 лет и старше). Комитет признал, что действия польской стороны превышают ограничения, необходимые для безопасной эксплуатации объекта всемирного наследия.

Комитет обратился к Польше и Беларуси, государствам, на территории которых расположен объект всемирного природного наследия «Беловежская пуща», с просьбой предоставить в Центр Всемирного наследия обновлённый доклад о состоянии объекта и осуществлении рекомендованных мероприятий. Польша и Беларусь также должны принять миссию экспертов для подготовки отчёта о состоянии леса для дальнейшего рассмотрения Комитетом всемирного наследия на 42-й сессии ЮНЕСКО в 2018 году. В случае если подтвердится текущая или потенциальная опасность для выдающихся универсальных ценностей Беловежской пущи, природных и культурных (OUV), станет возможным включение пущи в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой.

 

Предыстория

В основе событий, которые сейчас происходят вокруг Беловежской пущи, лежит решение польской стороны о трёхкратном увеличении объёма рубок по сравнению с ранее запланированным в буферной зоне пущи. Беловежская пуща на территории Польши входит в список объектов «Natura 2000». Только 17% пущи с польской стороны имеет статус заповедной территории, являющейся национальным парком. Для польской части Беловежской пущи был разработан план управления на 2012-2021 годы. Европейская комиссия и Польша согласовали лимит лесозаготовок в буферной зоне пущи, который по плану управления составил 63 471 м³. Запланированное к вырубке количество древесины в пуще было заготовлено за 4 года.

В марте 2016 года министр охраны окружающей среды Польши Ян Шишко одобрил заявку, предоставленную Государственной службой по лесам, о повышении лимита лесозаготовок до 188 000 м³. Официальной причиной трёхкратного увеличения объёмов рубок в Беловежской пуще министр назвал необходимость борьбы с короедом-типографом, который повреждает ели. Несмотря на многочисленную критику со стороны учёных и протесты «зелёных», в Беловежской пуще продолжили рубки сверх установленного планом управления лимита.

 

Повод, а не причина

27 января 2017 года Беларусь и Польша представили в Комитет ЮНЕСКО совместный отчет о состоянии объекта всемирного наследия «Беловежская пуща».

Эпидемия, связанная с распространением жука-короеда в польской части Беловежской пущи, продолжается, говорится в документе. Поврежденные участки леса занимают 3500 га, 935 га и 700 га в Беловежском, Бровском и Хайнувском лесных районах Польши соответственно. Как сообщается в отчёте, коммерческие лесозаготовки в этих районах не проводятся, а так называемые санитарные рубки нужны для борьбы с жуком-короедом и восстановления участков, ранее пострадавших от деятельности человека. Было заготовлено 47,640 м3 древесины, из которых реализовано 10,427 м3. В отчёте отмечено, что санитарные вырубки, но уже в меньшем количестве, проводятся и в Беловежской пуще на территории Беларуси.

 

Короед-типограф

Короед-типограф — это жук размером от 4 до 5,5 мм. Он поражает в первую очередь ослабленные и угнетённые еловые деревья. Развитие жука идёт циклами: периоды низкой численности сменяются вспышками массового размножения. Во время таких вспышек короеды могут приводить к гибели еловых лесов на больших участках.

Учёные-экологи и работники лесного хозяйства зачастую придерживаются разных позиций в отношении того, что делать с еловым лесом, когда там начинается массовая вспышка короеда-типографа. Особенно, если речь идёт об охраняемой природной территории: заказнике или национальном парке. Вспышки массового развития короеда были в Беловежской пуще на протяжении всей ее истории. В первой половине 2000-х годов под видом борьбы с короедом в беларусской части Беловежской пущи были проведены сплошные санитарные рубки ельников на больших участках, несмотря на протесты экологов и антинаучность таких действий. Больше о короеде-типографе.

Общественные активисты и польские экологи представили в Комитет ЮНЕСКО свою информацию о том, что происходит в Беловежской пуще с рубками. Представленные факты подтверждали опасения защитников пущи о том, что борьба с короедом является всего лишь поводом «запустить руку» в лес.

Были получены отчёты независимых организаций о вырубках в районах, отличных от тех, которые затронул короед, что вызвало особую обеспокоенность, поскольку подобные действия нельзя объяснить «санитарными рубками» для борьбы с короедом.

Экоактивисты и экологи представили аргументы, свидетельствующие, что еловый короед — только повод для промышленного использования леса. Одним из фактов является вырубка дубов, которые не поражает короед-типограф.

В 2016 году, по сообщению активистов, в районе Бровска и Гайновки заготовили в общей сложности 677 м3 дуба. Это означает, что спилили 1360 деревьев. Лесные патрули определили, что по меньшей мере нескольким из спиленных дубов было по 100 и более лет. В то же время принятый план управления и план задач сохранения «Natura 2000» предписывают исключить из рубок старые деревья. Выявлены также случаи вырубки елей, не поражённых короедом-типографом.

Обеспокоенность у представителей комитета вызвало то обстоятельство, что не была представлена информация о том, куда делось более 70% полученной в результате рубок древесины.

Весной 2017 года ситуация вокруг рубок в Беловежской пуще обострилась. Незадолго до начала 41-й сессии ЮНЕСКО в польском Кракове министр окружающей среды Польши Ян Шишко обратился в прокуратуру с целью решить вопрос об исключении Беловежской пущи из списка Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

 

По мнению беларусских специалистов

ОО «Багна» попросила сотрудников беларусского национального парка «Беловежская пуща» прокомментировать ситуацию, которая сложилась в польской части объекта Всемирного наследия:

«Ни польский министр, ни польский президент не в силах принять решение об исключении (или включении) любого объекта из списка. Такое решение может принять только Комитет Всемирного наследия на одном из своих заседаний и только на основании поступившего номинационного досье, которое подписывается (в трансграничном случае) обеими странами-представителями и которое принимается к рассмотрению только ЧЕРЕЗ ГОД после ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО рассмотрения заявления о намерениях. Как вы могли видеть в новостях, по заявлению представителя беларусского Минприроды наша страна не заинтересована и не видит положительных моментов в изменении статуса объекта с природного на культурный. Поэтому нами даже не рассматривается подготовка нового номинационного досье, подразумевающего новые, культурные критерии реноминации объекта. Тем более не может быть речи о подписании такого документа нашей страной», — пояснили нам в научном отделе нацпарка.

Сотрудники полностью поддерживают решение по Беловежской пуще, которое обсуждалось и было принято 5 июля в Кракове на 41-й сессии ЮНЕСКО:

«Если же на очередной сессии ЮНЕСКО (уже в 2018 году) решат включить Беловежскую пущу в список объектов наследия под угрозой, то нам, во избежание полного исключения из списка, необходимо будет чётко выполнять рекомендации Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО и писать отчёты о состоянии сохранности объекта в 2-3 раза большего объёма, чем сейчас, до тех пор, пока поляки не успокоятся с рубками. Сейчас, когда резолюция Комитета Всемирного наследия принята, нам надо последовательно выполнять их рекомендации», — рассказали о ближайших перспективах в национальном парке «Беловежская пуща».

Старший научный сотрудник Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси Максим Ермохин не одобряет практику проведения таких санитарных рубок в Беловежской пуще, как и на других особо охраняемых природных территориях, так как это является угрозой для сохранения биоразнообразия:

«Что происходит с лесом в Беловежской пуще после санитарных рубок, можно посмотреть на примере наших территорий. Это места санитарных рубок, которые проводили для борьбы с короедом в начале 2000-х годов при Бамбизе, рубили и раньше, в 1980-е годы», — говорит он

Максим Ермохин не видит большой угрозы для беларусской части Беловежской пущи в контексте тех событий, которые сейчас происходят в Польше:

«Для сохранения биоразнообразия нашего национального парка «Беловежская пуща» важно, чтобы не изменилось положение о нём, в частности имеющееся в настоящее время зонирование. И чтобы соблюдалось природоохранное законодательство на территории Беловежской пущи. Статус мирового наследия ЮНЕСКО — это престижный и приятный момент для государства. Перевод Беловежской пущи из списка Всемирного природного наследия в культурное наследие будет означать, что престиж этой территории понижен, что нам не удалось сохранить биоразнообразие такой уникальной природной территории. Это будет плохо и для сохранения природы Беловежской пущи, и для оценки природоохранной деятельности государства в отношении Беловежской пущи», — говорит Максим.

В резолюции, которая была принята в отношении Беловежской пущи 5 июля в Кракове, в качестве положительного момента было отмечено, что Комитет Всемирного наследия «приветствует решение беларусской стороны о расширении заповедной зоны беларусской части объекта». В 2016 году для национального парка «Беловежская пуща» был разработан новый план управления, а его заповедная природоохранная зона увеличена на 1250 гектаров.

Среди проблем, которые требуют решения, в резолюции отмечено отсутствие единого комплексного планирования и управления Беловежской пущей. О необходимости наличия такого плана было заявлено Комитетом на 38-й сессии ЮНЕСКО в 2014 году. Работа над трансграничным планом управления Беловежской пущи уже начата, но она продвигается очень медленно. Пока подобная международная интегрированная структура управления не будет создана, объект всемирного наследия «Беловежская пуща» будет по-прежнему подчиняться различным режимам управления с разными подходами и решениями, основанными на отдельных планах управления лесами.

Источник:
Фотограф:
Караліна Палякова
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость