10.08.2016 / 09:08

Вспышка сибирской язвы, возникшая в результате аномально теплой погоды на полуострове Ямал, может повториться в других регионах. Глобальное потепление способно спровоцировать ещё множество случаев заболеваний, возбудители которых веками находятся в вечной мерзлоте, в том числе таких, с какими человечество никогда не сталкивалось, сообщили в ходе телемоста ТАСС микробиологи и климатологи.

Аномальная жара на Крайнем Севере

По словам директора Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН Сергея Семёнова, июль 2016 года в северном полушарии стал самым тёплым за всю историю климатических наблюдений. В ряде районов российского Заполярья, в том числе на Ямале, где зафиксирована вспышка сибирской язвы, температура поднималась выше 30 градусов на несколько дней, что для Крайнего Севера - беспрецедентное явление.

Профессор Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург) Валерий Малинин также отметил серьёзность глобального потепления в Арктике. По его словам, в заполярных регионах климат меняется в 3-4 раза быстрее, чем в других местах. Другим аспектом проблемы он назвал рост числа опасных метеорологических явлений и привёл в качестве примера крупные российские наводнения последних лет: в Крымске, на Амуре и на Алтае.

Однако изменение климата в Арктике чревато не только погодными катаклизмами, говорят эксперты. Заместитель директора Института мерзлотоведения РАН Михаил Григорьев отмечает, что вечная мерзлота в Якутии оттаяла на глубине не 30-60 сантиметров, как это бывает обычно, а более метра. В породах, которые слагают, например, Ямальский полуостров, очень много льда. С его таянием эти породы могут разрушаться достаточно быстро. И очень вероятна версия того, что скотомогильники, которые где-то когда-то находились, выходят наружу. Кто-то когда-то выкопал яму глубиной 3 метра, присыпал её землей, а теперь споры вырвались на свободу.

Забытые очаги болезни

По словам член-корреспондента РАН, заведующего лабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского госуниверситета Сергея Нетёсова, таких скотомогильников по всей России тысячи, в том числе и за полярным кругом. Сибирская язва известна не первое столетие, и ещё в Российской империи знали, как с ней бороться. Места захоронения заражённого скота огораживаются во избежание повторного возникновения инфекции. Однако споры сибирской язвы могут сохраняться сотни лет.

- Конечно, ставятся заграждения. Но вот в Новосибирской области, например, зимой минус 40 градусов, летом плюс 40. Естественно, в таких условиях эти заграждения деревянные быстро приходят в негодность. А поскольку там не пасли скот, трава растёт очень хорошая, и, естественно, в какой-то момент все забывают, что водить туда животных нельзя, - рассказал Нетёсов журналистам.

В последние 50 лет скотомогильники перегораживают, однако что было до того - неизвестно. Специалистам удалось восстановить картину вспышек очагов сибирской язвы последних столетий лишь частично, и на территории России неизвестных скотомогильников может быть масса. А в условиях вечной мерзлоты споры сохраняются хорошо, поэтому, учитывая тёплую погоду, регионы Крайнего севера могут ещё не раз столкнуться с сибирской язвой в ближайшее время, отмечают эксперты.

Оспа с Колымы

Вечная мерзлота хранит не только споры сибирской язвы, но и возбудители других болезней, казалось бы, давно не проявляющихся.

- Где-то в 90-х годах XIX века в низовьях Колымы была очень серьёзная эпидемия натуральной оспы. Там был городок, 40% населения которого вымерло. Естественно, их захоранивали прямо под верхним слоем многолетних мёрзлых грунтов, на берегу Колымы. И вот спустя 100 с небольшим лет при паводках на Колыме эти могилы стали размываться, - сказал заместитель директора по научной работе Института биологических проблем криолитозоны СО РАН (Якутск) Борис Кершенгольц.

По словам Сергея Нетесова, на этой территории проводили исследования специалисты новосибирского центра вирусологии и биотехнологии "Вектор". Им удалось найти на телах умерших язвы, похожие на вызываемые оспой, но сам вирус не нашли - лишь отдельные фрагменты его ДНК.

- Но эти исследования надо бы продолжить. Возможно, всё дело в том, что исследовались захоронения до границы вечной мерзлоты, и есть захоронения глубже. Это прояснило бы ситуацию, - констатировал Нетесов.

Он отметил, что циклы замерзания и таяния плохо влияют на вирус, который менее устойчив к среде, чем бактерия, однако, это не значит, что возбудитель оспы на Колыме не выжил.

Бактерии каменного века

Если с оспой человечество уже сталкивалось, то от массы других заболеваний, никогда не фиксировавшихся в истории, можно ожидать чего угодно, говорят учёные. Вероятность выноса на поверхность так называемых палеовозбудителей вместе с останками мамонтов и существовавших вместе с ними животных сохраняется.

- Регионом, в котором в огромном количестве находят останки мамонтовой фауны, является не только Якутия, но и как раз Ямал. В результате микробиологического исследования двух образцов останков мамонтов, которым около 20 тыс. лет, были выявлены живые бактериальные культуры. Надо сказать, за 20 тыс. лет окружающая среда очень изменилась, и как поведут себя эти клетки в современных условиях, не знает никто, - заявил Кершенгольц.

По словам Нетёсова, исследовать такие бактерии очень сложно, поскольку их трудно "оживить" и заставить проявлять себя как-либо. К тому же не всегда можно доказать, что они принадлежат именно к тому времени, а не поселились на останках животного, которые тысячелетия находились отнюдь не в стерильных условиях, позднее.

Как отметил Кершенгольц, обо всех этих рисках специалисты намеревались уведомить ООН и другие международные организации. Эксперты подчёркивают, что "времени у человечества остается не так много, поскольку глобальное потепление в Арктике - самоускоряющийся процесс".

При таянии мерзлоты выделяется метан, который, в свою очередь, служит парниковым газом и способствует дальнейшему таянию льдов.

Ямал привлек внимание к проблеме

Нетёсов выразил надежду, что вспышка на Ямале заставит серьёзнее отнестись к профилактике опасных инфекций:

- Данное трагическое обстоятельство, этот случай со вспышкой на Ямале, должно простимулировать финансирование работ в области диагностики и профилактики особо опасных инфекций.

Он также отметил необходимость поиска истинной причины этой вспышки и контроля популяции диких оленей, которые являются разносчиками инфекций. Малаев обратил внимание на необходимость вакцинации в подверженных вспышкам инфекций регионах.

С другой стороны, борьбе с распространением заболеваний, по его словам, должно помочь более тесное взаимодействие между ветеринарными и лечебными службами. По словам Семенова, влиять на само потепление и таяние мерзлоты очень сложно, в ближайшие 10 лет оно будет продолжаться.

- Нужно смотреть не как остановить потепление, а как адаптироваться к этому, - сказал он.

 

Источник:
Автор:
Фотограф:
scientificrussia.ru
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость