13.07.2017 / 13:07

Гомельская область — лидер по отданным в аренду водотокам. Здесь временный владелец есть у 1802 километров их. Пригоден же для ведения рыболовного хозяйства 1401 километр рек. В свободном доступе на Гомельщине всего 320 километров. И что будет с Сожем в свете последних событий — непонятно.

Не успели улечься страсти от недавней резонансной попытки сдать в аренду 91 километр Припяти в Мозырском районе, как нашёлся повод для очередной волны негодования. И снова место действия — Гомельская область. И снова аренда — три участка реки Сож общей протяженностью в 15 километров. Поводом для очередной проверки слуха стал недавний флешмоб, который организовали инициативные рыбаки, вышедшие целыми семьями на набережную с табличками: «Я против аренды реки Сож».

К слову, рыбацкая братия собрала почти 5000 подписей против передачи этих участков арендатору. Почему негодуют? Всё просто: рыбалка станет роскошью — на арендуемых участках хотят ввести плату на любительское рыболовство. Но как всё это возможно, если больше месяца назад в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия сообщили: разработан соответствующий нормативно-правовой акт, который передан на рассмотрение в Администрацию президента. Один из его пунктов касается отмены аренды рек и каналов, о чем писала «СГ». До принятия соответствующего решения проекты договоров аренды рыболовных угодий Минсельхозпродом согласовываться не будут. Гомельский райисполком между тем конкурс на поиск арендатора планирует провести 24 июля…

Рыбак-любитель со стажем Дмитрий Уклейко против аренды ничего не имеет: если всё по закону, то для реки наличие хозяина только плюс: добросовестные арендаторы водной артерии в соответствии с биолого-экономическим обоснованием (оно утверждается Минсельхозпродом, Минприроды и иными ведомствами) должны зарыблять арендуемые территории. При грубом нарушении можно даже лишиться лицензии. Но на деле всё не так красиво, как кажется на первый взгляд. В первую очередь из-за промыслового лова. В последнее время Сож и без того скуден на рыбу:

— За весну всю выбрали. Сами видите, зимы становятся теплее, рыбы всё меньше и меньше. А тут арендаторы начнут вылавливать её сетями, что тогда? И если бы она шла в магазины. Так нет же: в Гомеле отыскать рыбу практически невозможно. А если и есть, то мелкая.

Второй вопрос: установление платы за рыбалку. Дмитрий Уклейко негодует: порой арендаторы деньги берут за воздух. Да, когда предоставляют в пользование лодку или другие блага, вопросы снимаются: услуга есть, должна быть и оплата. Но когда таковые блага отсутствуют, а деньги по-прежнему берут за ловлю на донку, спиннинг, ставки, рыбалку с лодки, здесь уже возникает вполне логичное недовольство: какие арендатор предлагает услуги? Зарыбление? Скорее наоборот.

Вот подтверждение. Несколько месяцев назад в рыболовных угодьях Сожа у деревни Студеная Гута Гомельского района госинспекторы межрайонной инспекции остановили рыбаков частного предприятия, которые арендовали участок реки. Те пояснили, что вели промысловый лов, — багажник машины действительно был наполнен мешками с неслабым уловом: 70 кило леща (133 особи) и жереха (17 особей). Вот только задокументировать всё рыбаки не удосужились, хотя и обязаны были сделать это сразу после выхода на берег. Ведь в правилах ведения рыбного хозяйства и рыболовства чётко прописано: сортировка рыбы по видам, её взвешивание и внесение записей в тоневой журнал производится сразу по окончании промыслового лова и причаливания рыболовецкой бригады к берегу. В данном случае подобная запись в журнале отсутствовала.

Выходит, браконьерничают не только рыбаки-любители.

Звоню в Госинспекцию охраны животного и растительного мира и интересуюсь, кто нарушает закон чаще: рыбаки либо арендаторы. Раздельную статистику здесь не ведут. Но в практике инспекторов есть примеры по двум категориям: «Грешат и рыбаки, и арендаторы. По первым фиксируем общие нарушения — лов на несколько крючков, к примеру, нарушение сроков, использование незаконного орудия добычи. Арендаторы же более подвержены соблазну при промысловом лове не вносить все сведения в тоневые журналы. Нарушение это серьёзное».

Жалуются в инспекцию рыбаки и тогда, когда у участка реки вроде как есть хозяин, а необходимая инфраструктура отсутствует — нет даже элементарных лавочек. Инспекция реагирует, но задача такого контроля в ведении арендодателя. Им, как правило, выступает местная власть, которая и заключает с арендатором договор. В нём-то и должны быть прописаны все обязательства стороны: где какую табличку установить, а где и лавочку. Но проверить порой исполнение договора не так просто. Как, впрочем, и информацию в тоневых журналах.

Опасения гомельских рыбаков небеспочвенны: наблюдают за соседними арендаторами. Стоимость платной рыбалки на сорокакилометровом участке Днепра, который находится во владении ОАО «Комаринский», — от 5 до 15 рублей в сутки, от 30 до 100 рублей за сезон.

Именно этот факт, как, впрочем, и ставшие уже системными протесты, которые накаляют ситуацию, связанную с ограничением прав и интересов людей на общее природопользование — бесплатное любительское рыболовство, заставил Минсельхозпрод пересмотреть существующий порядок. Ещё в конце марта специалисты «Белводхоза» детально изучили все спорные моменты, которые вынесли в отдельный нормативно-правовой акт. Сдвинулось ли дело с мёртвой точки?

Главный специалист отдела рыболовного хозяйства и индустриального рыбоводства «Белводхоза» Ольга Борейша, которая, кстати, и занималась данным актом, поясняет, что сейчас он на согласовании в Администрации президента. Приоткрывает специалист и некоторые особенности документа. Оказывается, основной вопрос в нём — отмена платной рыбалки на реках и каналах. Однако как всё разрешится, пока говорить рано. А вот вопрос с отменой аренды спорный. По словам Ольги Валерьевны, в стране всего две структуры, которые занимаются зарыблением рек: арендаторы и Беларусское общество охотников и рыболовов. За последние 5 лет они зарыбили реки пятью сотнями тонн малька. За прошлый год — 80 десятками тонн, причём больше в этом участвовали арендаторы:

— А если их убрать из списка? Арендаторы ведь выполняют важную функцию. Не нужно всех подводить под один ранжир и рассматривать поголовно как хапуг. Не стоит забывать, что за аренду рек они платят деньги, которые идут в бюджет. К тому же у арендаторов есть помимо прав и чёткие обязательства. Если нарушить условия договора по тому же зарыблению, то документ может быть расторгнут.

Прошу специалиста прокомментировать ситуацию по поводу Сожа: имеет ли право райисполком назначать дату конкурса, если нормативно-правовой акт об аренде рек и каналов на рассмотрении? Оказывается, по законодательству может. Другое дело дальнейшее согласование с Минсельхозпродом. Здесь, как говорится, ещё не ясно, как карта ляжет.

Может, ситуацию прояснят в самой временной комиссии Гомельского райисполкома по проведению конкурса? По данному вопросу со мной разговаривать не захотели.

Пока нормативно-правовой акт не рассмотрен, однозначного ответа на вопрос об аренде рек и каналов, как и о платной рыбалке на них, дать нельзя. Однако первый пункт, вернее, его отмена вызывает сомнения. Большие.

Пока верстался номер, стало известно, что Александр Лукашенко подписал Указ №247 о мерах для рационального использования рыболовных угодий. Документ устанавливает порядок передачи в аренду рыболовных угодий (озёра, естественные водоёмы) и земельных участков по согласованию с президентом Беларуси.

Источник:
Автор:
Фотограф:
bykhov.by, fishingday.org, braslavpark.by, letterstojuliet.ru, katerok.ru, 24tv.pro, photocentra.ru
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость