Первое издание книги "Пределы роста" вышло в 1972 году, и с тех пор вокруг нее не утихают споры. Для многих предсказания книги, обещавшей неизбежное крушение нашей цивилизации уже в этом столетии, были не более чем апокалиптической страшилкой. В 2002 году самопровозглашенный эксперт в области окружающей среды Бьорн Ломборг отправил книгу "в помойку истории". Ей там не место. Исследования Мельбурнского университета доказывают, что сорок лет спустя все предсказания книги оказываются верными. Если мы продолжим двигаться по тому же пути, то нам недолго осталось ждать первых признаков мирового коллапса.
Доклад "Пределы роста" был заказан общественной организацией под названием Римский клуб. По ее заданию группа исследователей Массачусетского технологического института, среди них — супруги Донелла и Деннис Медоуз, — построили компьютерную модель развития мировой экономики и окружающей среды. Абсолютно передовая для своего времени программа получила название World3. Перед ней стояла огромная задача — отследить рост мирового производства, населения, продовольствия, потребления ресурсов и загрязнения окружающей среды. Вбив в программу примерные данные до 1970 года, исследователи смоделировали несколько сценариев развития до 2100 года. Система предсказывала, что если мир не предпримет серьезных действий по защите окружающей среды и разумному использованию ресурсов, его экономику, население и экологию ожидают "перегрузка и коллапс" еще до 2070 года. Такое развитие событий называлось в книге "обычным" сценарием — то есть неизбежным результатом устойчивого развития. Главной идеей книги — за что ее, собственно, и критиковали впоследствии, — было представление о том, что "Земля конечна", что неограниченный рост населения, материальных благ и прочее неизбежно приведет к краху.
Но были ли они правы? Сорок лет спустя первого издания книги мы решили свериться с этими сценариями. Доктор Грэм Тернер собрал данные ООН (Юнеско, Экономического и Социального совета ООН, Организации продовольствия и сельского хозяйства, годовую статистику ООН). Он сверил их с данными Национального управления океанических и атмосферных исследований США, статистикой компании BP и прочих — а потом сопоставил со сценариями, описанными в "Пределах роста". Результаты показали, что мир не особо отступает от "обычного" сценария книги. А вот с другими, более оптимистичными сценариями получившийся график не совпадает.
В 1972 году исследователи МТИ утверждали: согласно "обычному" сценарию рост населения и благосостояния будет вести ко все большему производству, а это станет причиной еще более резкого роста загрязнения окружающей среды. Имеено это, согласно статистике, и происходит. Мы стремительно истощаем ресурсы, растет загрязнение окружающей среды, растет потребление продуктов и продовольствия на душу населения. Стремительно растет население Земли.
Так что до сих пор "Пределы роста" совпадают с реальностью. Что же случится дальше? Если верить книге, чтобы поддерживать продолжающийся рост производства, потребуется все больше использовать ресурсы. Но чем больше ресурсы используются, тем дороже становится их добывать. Когда добыча станет слишком дорогой, производство начнет падать — согласно книге, это произойдет уже около 2015 года. Загрязнение окружающей среды продолжится, но, поскольку ресурсов станет меньше, это неизбежно скажется на производстве продовольствия. Сократятся медицина и образование — и уже с 2020 года нас ждет резкий рост смертности. С 2030 года население Земли начнет резко сокращаться — по 500 миллионов в десятилетие. Условия жизни в итоге вернутся к уровню примерно 1900 года.
Главной причиной будущего коллапса, согласно книге, становится ограниченность ресурсов — но и не только она. Сыграет свою роль и растущее загрязнение окружающей среды, и вызванное ею изменение климата. Книга предупреждает о выбросах углекислого газа, которые будут иметь "климатический эффект", "согревая атмосферу Земли".
Исследователи Мельбурнского университета пока не нашли доказательств коллапса в 2010 году (хотя есть области, рост в которых уже замедлился). Но согласно "Пределам роста", уже в 2015–2030 году мы почувствуем на себе первые признаки грядущего краха.
Возможно, он уже и начался. Глобальный финансовый кризис 2008 года и последовавшая за ним нестабильность экономики могли оказаться первым симптомом обвала системы из–за ограниченных ресурсов. Гонка за материальным благополучием обернулась непосильными долгами, а когда к этому добавились неожиданно высокие цены на еду и нефть — последовал кризис.
Критическим также является вопрос пиковой добычи нефти. Многие независимые исследователи подтверждают, что производство мировой нефти уже достигло своего пика — об этом говорит даже консервативное Международное энергетическое агентство.
Пик добычи нефти может стать главной причиной мирового коллапса. У нас еще есть надежда на альтернативные ископаемые источники энергии — сланцевую нефть, битумные пески, газификацию угля, — вопрос только в том, как быстро мы научимся эти ресурсы добывать, какой ценой и насколько их хватит. Если их добыча окажется слишком дорогой, это только ускорит кризис.
Исследование не означает, что коллапса мировой экономики, окружающей среды и населения избежать невозможно. Мы также не утверждаем, что все будет развиваться именно так, как предсказали исследователи МТИ в 1972 году. Могут начаться войны — страны могут объединиться для решения глобальных экологических проблем. Подобные события могут существенно повлиять на ситуацию.
Но исследования должны стать для всех сигналом тревоги. Кажется почти невозможным, что стремление ко все большим и большим материальным благам продолжится до 2100 года без серьезных отрицательных последствий — и эти последствия могут наступить скорее, чем нам кажется.
Как заключали авторы "Пределов роста" в 1972 году: "Если существующий рост населения, промышленности, загрязненности окружающей среды, производства продовольствия и исчерпания ресурсов продолжится без изменений, предел роста на этой планете будет достигнут в течение столетия. Самым вероятным результатом будет довольно внезапное и неконтролируемое падение численности населения и промышленных возможностей".
И ничто сегодня не указывает на то, что они были неправы.