14.09.2017 / 08:09

В ГЛХУ «Красносельское» Управления делами Президента отказались от сертификата FSC. Сообщение о том, что «Красносельское» отказывается от лесного сертификата пришло в адрес аудиторской кампании по лесной сертификации, работающей в Беларуси.

Отказ «Красносельское» от сертификата последовал по итогам повторного аудита по проверке устранения значительных замечаний, который проходил в ГЛХУ «Красносельское» 27 июня 2017 года.

ГЛХУ «Красносельское» имеет сертификат FSC с 2014 года сроком на 5 лет. Во время второго ежегодного аудита в начале марта 2017 года лесхоз получил 15 (!) значительных замечаний, которые надо было устранить в течение 3 месяцев.  Действие сертификата на время было приостановлено.

В конце июня 2017 года аудиторы НЕПКон были приглашены на повторный аудит, чтобы подтвердить, что в «Красносельское»  приняли соответствующие меры и необходимые действия, и устранили несоответствия. В аудите принимали участие  аудиторы: Александр Зубкевич, Виктор  Михалькевич и консультант-эксперт по лесной сертификации Андрей Абрамчук.

Наличие сертификата FSC является подтверждением того, продукция, древесная или недревесная, поступает из лесов, в которых лесопользование ведется в соответствии с принципами и критериями FSC. А организация, имеющая такой сертификат, ведет экологически, экономически и социально ответственную деятельность.

Аудит проводился с участием наблюдателей от общественности: Инессы Болотиной  (общественная организации «Багна» товарищества «Зелёная сеть»)  и Льва  Федоровича (представительство FSC  в Беларуси). Они в присутствии наблюдателей ознакомились с  документами в лесном отделе,  посетили лесничества, вырубки в лесу и цех переработки древесины ГЛХУ «Красносельское».

 Во время аудита Андрей Абрамчук обнаружил местопроизрастания «краснокнижного» шпажника черепитчатого.
Во время аудита Андрей Абрамчук обнаружил местопроизрастания «краснокнижного» шпажника черепитчатого.

По результатам аудита не все ранее сделанные  замечания были признаны устранёнными. В «Красносельское» закрыли ряд замечаний по соблюдению техники безопасности и обеспечению прав работников. 

Но два значительных несоответствия принципа 6 (воздействие на окружающую среду) лесной сертификации (работа с редкими видами и система мониторинга до, во время и после рубок) остались не устранёнными. Среди имеющихся несоответствий:  нет данных по местонахождению редких видов, нет разработанной инструкции по постановке редких видов на учёт, не работает система оценки сохранения биоразнообразия до, во время и после рубки, на вырубках оставляют преимущественно не самые крупные деревья и некоторые другие вопросы.

После получения сертификата предприятие может получить реальные значительные преимущества: - выйти с сертифицированной продукцией на международные экологически чувствительные рынки Европы, Америки и Азии и получить признание; - повысить инвестиционную привлекательность бизнеса и повысить уровень капитализации самого предприятия; - улучшить имидж предприятия на местном и региональном уровнях; - получить возможность использования Товарного знака FSС, демонстрирующего, что данная продукция получена в результате легального и ответственного лесопользования; - более выгодная ценовая политика при заключении долгосрочных контрактов на поставку FSC сертифицированной продукции; - получение доступа к удобному и эффективному инструменту по поиску FSC сертифицированной продукции FSC Marketplace по всему миру.

 

Как рассказал эксперт по FSC лесной сертификации, кандидат биологических наук Георгий Козулько: «Мы впервые за много лет столкнулись с практикой, когда через 2 года после начала сертификации в лесохозяйственном учреждении произошло не улучшение FSC лесоуправления, а его ухудшение. Результат второй ежегодной проверки – 15 значительных и 7 незначительных несоответствий. Это рекорд для Беларуси, рекорд отрицательный. Если после двух лет владения FSC сертификатом учреждение оказалось не в состоянии устранить даже такое элементарное замечание, как иметь при себе и одевать каски и сигнальные жилеты во время сопровождения аудитора в лесу, то становится понятным,  почему не выполнялись более сложные индикаторы. Специалисты учреждения показали недостаточное знание ряда важных экологических вопросов, которые необходимы для высококачественного экологического лесоуправления. Главной причиной провала в FSC сертификации видится недостаточно ответственное, а порой даже неконструктивное отношение со стороны администрации «Красносельское». Такое впечатление, что, мол, мы вам деньги заплатили за сертификацию, что вы еще от нас хотите? В учреждении лесопромышленная деятельность подавила задачи сохранения биоразнообразия и охраны природы. Как сказал специалист промышленного отдела: «О каком оставлении крупных деревьев на лесосеках может идти речь, если у нас план, он должен быть выполнен любой ценой, нам нужно ежегодно увеличивать лесозаготовки на 10%». То же самое подтвердили специалисты в лесничествах: «Мы не можем оставлять крупные деревья по правилам FSC, так как нас накажут за это и заставят их вырубить, потому что они нужны для пилорамы». Вот и рубят леса, в том числе уникальные экосистемы, не щадя биоразнообразие и другие природные ценности. В своей практике я давно уже не сталкивался со столь жесткой отрицательной позицией по отношению к сохранению живой природы и нежеланием лесоуправленцев поднять вопросы сохранения природы на современный высокий уровень.

FSC – это хороший инструмент, с помощью которого можно регулировать административные, законотворческие, экологические и экономические вопросы, находить между ними разумный баланс и принимать наиболее оптимальные, взвешенные решения. Однако для этого, кроме профессионализма, нужны еще воля и конструктивный подход. Чего, к сожалению, в «Красносельское», в отличие от остальных учреждений Управления делами Президента, пока что не хватает. А жаль, ведь от этого страдает ни в чем не повинная живая природа на этой территории. Хотелось бы надеяться,  что в конце концов здравый смысл и разум возьмут верх над эмоциями и ГЛХУ «Красносельское» займет достойное место в ряду учреждений, которые не только пилят лес, но и берегут, сохраняют природу для наших детей и внуков. Ведь если это успешно получилось в ГЛХУ «Тетеринское», которое также подчиняется Управлению делами Президента, то  чем «Красносельское» хуже?...»

ГЛХУ «Красносельское» входит в систему лесного хозяйства Управления делами президента (УДП) Республики Беларусь. Леса, находящиеся в управлении УДП составляют около 8% лесного фонда Беларуси. Но эти леса отличаются значительным биоразнообразием и высокой природоохранной ценностью.

Лес ГЛХУ «Красносельское»  входит в состав зелёного пояса вокруг Минска, обладает большой рекреационной ценностью и требует экологичного отношения. На территории   ГЛХУ «Красносельское»  есть республиканский ландшафтный заказник «Купаловский» и памятник природы «Родники «Святые крыницы».

Кроме обычных лесхозов, в структуре лесного фонда УДП находятся Государственные природоохранные учреждения: все национальные парки Беларуси и Березинский биосферный заповедник. Государственные природоохранные учреждения, непосредственно управляющие заповедными территориями, начали прохождение FSC аудитов и получение сертификатов в 2014 году. В настоящее время все они имеют сертификаты FSC. Чтобы добиться этого, в ряде учреждений провели большую работу и соответственно получили позитивный результат.

Например, Национальному парку  «Припятский» пришлось четыре раза приглашать аудиторов. Результат, по словам аудиторов, -  изменения значительные, даже революционные. Также значительные перемены в лучшую сторону  в области экологического управления произошли после FSC сертификации в национальном парке «Беловежская пуща», национальных парках «Нарочанский» и «Браславские озера», а также ы ГЛХУ «Тетеринское».

На месте рубки
На месте рубки

Таким образом, у ГЛХУ «Красносельское» есть у кого поучиться и с кем проконсультироваться в области совершенствования лесохозяйственной деятельности в соответствии с требованиями FSC. Было бы только желание и приложено усилие руководства ГЛХУ в достижении поставленной цели. Но вот с этим пока что не сложилось...

По словам ведущего научного сотрудника института экспериментальной ботаники НАН Беларуси, эксперта в области лесной сертификации Максима Ермохина: «...Для получения сертификата, как правило, не нужно было делать ничего дополнительно, а лишь выполнять требования природоохранного законодательства и существующей нормативно-правой базы в области ведения лесного хозяйства. Трудности иногда возникают из-за того, что некоторые работники лесного хозяйства говорят на разных языках со специалистами по сертификации и просто не понимают, чего от них хотят. Порой сказывается низкий уровень экологического просвещения и определенная инерция мышления, как, например, в случае с валежником. В целом каких-то серьезных противоречий между данной системой сертификации и национальным законодательством нет. Речь идет лишь о более высоких требованиях по отдельным показателям. На данный момент в Беларуси сертифицировано 90–92% территории лесного фонда». 

На опушке
На опушке

ГЛХУ «Красносельское» имеет все предпосылки, чтобы вести лесное хозяйство с учётом требований времени: хорошее местоположение и развитая инфраструктура недалеко от Минска, наличие специалистов, прекрасные лесные угодья. Но руководство ГЛХУ «Красносельское»  пока предпочло путь наименьшего сопротивления: отказаться от сертификата, таким образом признав не желание внедрять современные методы  устойчивого, экологически ориентированного лесоуправления и лесопользования.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость