В Европе до смертельных исходов доходит редко. Можно разве что вспомнить убийство румынских лесников в октябре 2019 года «черными лесорубами». Однако экологические активисты подвергаются преследованию, их деятельность становится все более опасной. И Беларусь, к сожалению, выбивается в лидеры по уровню репрессий против защитников окружающей среды в Восточной Европе.
Чешская некоммерческая организация Arnika с 2001 года занимается поддержкой как национальных, так и региональных гражданских экологических инициатив. Иными словами, она помогает активистам всей Восточной Европы и Кавказа отстаивать права, защищенные Орхусской конвенцией.
Напомним, что 25 июня 1998 года в городе Орхусе, Дания, 38 европейских стран подписали конвенцию, целью которой стало юридически закрепить право общественности получать доступ к информации и участвовать в принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды. Подписавшие ее государства соглашались, что должны предоставлять своим гражданам полную информацию о ситуации с экологией, а также всячески содействовать их участию в принятии решений.
Беларусь, во многом благодаря деятельности общественной организации «Экодом», также ратифицировала Орхусскую конвенцию, которая у нас вступила в силу в 2001 году. Именно благодаря этой инициативе мы получили такой институт как «общественные слушания», который государство, к сожалению, постоянно стремится превратить в формальность.
Более того, экологические активисты в Беларуси сталкиваются с давлением, административные институты не способствуют, а препятствуют их деятельности. За последний год эти процессы достигли таких масштабов, что впору говорить о репрессиях. С точки зрения Орхусской конвенции все это означает прямое нарушение прав и принципов, которые государство добровольно взялось исполнять.
С 11 по 13 октября 2021 года Арника провела онлайн-конференцию по вопросам реализации Орхусской конвенции. Одна из встреч была посвящена теме «Защищая защитников» (Defending the defenders 2021). На ней обсуждались те трудности и то давление, с которыми сталкиваются экоактивисты в Восточной Европе и на Кавказе.
Инициативы наказуемы. Для экологических активистов Беларусь стала самой небезопасной страной в регионе
Из всех стран, представленных на конференции, Беларусь продемонстрировала больше всего нарушений принципов Орхусской конвенции. У нас еще не Колумбия, но в тюрьму попасть за экозащитную деятельность уже можно.
Как рассказал Сергей Магонов, представитель «Экодома», юрист, занимающийся экологическими инициативами, сегодня в Беларуси не только нарушаются принципы Орхусской конвенции, но и идет преследование активистов.
Эксперт привел пример с протестами против строительства аккумуляторного завода в Бресте (АКБ). За время противостояния гражданского общества и застройщиков с января 2016 по май 2020 активисты подали 359 запросов на проведение мирных общественных акций против строительства завода, однако получили разрешение только на одну. При этом власти несколько раз давали ложные обещания, меняли свои решения, то соглашаясь провести референдум, то отказываясь.
По словам Сергея Магонова, за все время гражданского противостояния строительству завода зафиксировано 67 задержаний активистов, которые в общей сложности по административным статьям «отсидели» 130 суток, а в шести случаях против них даже были возбуждены уголовные дела.
К сожалению, нет возможности реализовать гражданские инициативы и через общественные объединения. По состоянию на 7 октября 2021 в Беларуси за этот год было ликвидировано 251 НГО (в том числе 36 экологически ориентированных), среди которых 36 связаны с защитой окружающей среды. Еще 128 НГО (в том числе 8 экологических) находятся под давлением, фактически их заставляют инициировать процедуру ликвидации.
Все это противоречит принципам Орхусской конвенции. Например, пункту 4 статьи 3: «Каждая Сторона обеспечивает надлежащее признание объединений, организаций или групп, способствующих охране окружающей среды, и оказывает им соответствующую поддержку и обеспечивает соответствие своей национальной правовой системы этому обязательству».
COVID-19 увеличил дистанцию между гражданским обществом и административными институтами
К сожалению, как отметила Сюзанна Вахунова из Арники, пандемия коронавируса в целом ухудшила условия для работы гражданских активистов и защитников окружающей среды в Восточной Европе.
Как отметил представитель WWF Греции Георг Хазиотис (George Chasiotis), многие административные институты не продемонстрировали должной пластичности. Они не были готовы к стрессам, вызванным «локдаунами», а потому не смогли предоставить гражданам рабочие инструменты, которые можно было бы использовать для защиты окружающей среды. При этом традиционные инструменты, такие как пикеты и общественные собрания, были либо запрещены, либо ограничены.
Пример того, как государственные чиновники пытаются перевернуть принципы Орхусской конвенции в свою пользу, привела Инга Зарафьян из армянской экологической организации «Эколур». Вместо того чтобы расширить предоставляемую гражданам информацию, Министерство окружающей среды Армении 2 апреля 2020 года приняло решение запретить предоставлять информацию, которая могла бы негативно повлиять на окружающую среду. Причем сослалось именно на неверный перевод принципов Орхусской конвенции и на ситуацию с COVID-19. Однако местные экоактивисты смогли обжаловать и отменить это решение.
Несмотря на сложности и репрессии защитники окружающей среды находят новые способы информирования о своей деятельности
Елена Кравченко из организации «Екологiя. Право. Людина» рассказала не только про трудности, с которыми сталкиваются экологические активисты в Украине, но и обратила внимание на новые механизмы, которые те используют. Так, значительно возросла роль социальных сетей. Они не только стали независимыми площадками по распространению информации, но и рассматриваются как гражданские форумы, на которых активисты могут привлечь внимание местного населения.
Причем крупные компании, являющиеся основными загрязнителями окружающей среды, опасаются подобной формы представления информации. Подтверждают это и развязанные ими дела по обвинению активистов в дезинформации.
Например, Кравченко рассказала об иске против гражданского активиста со стороны «Эко-Втор», вызванного публикацией в Facebook информации о деятельности компании. Или противостояние деревообрабатывающей компании «Кроноспан»» с« Экоклубом Ровно». В обоих случаях мы видим, что «загрязнители» стараются надавить на общественность, остановить распространение информации.
Зачастую это происходит через суды, и тут особенно важно подчеркнуть роль юристов, которые и являются защитниками для защитников, оказывая правовую помощь активистам. А для их работы важно, чтобы инструменты, подобные тем, что предоставляет Орхусская конвенция, работали, имели юридическую силу.
То, что сегодня Орхусская конвенция не обладает мобильными и пластичными решениями, которые могли бы предоставить быстрые механизмы защиты для экологических гражданских активистов, признали и председатель Комитета по соблюдению Орхусской конвенции, профессор экологического права Стокгольмского университета Йонас Эббесон (Jonas Ebbesson), и представитель EarthJustice Ив Ладор (Yves Lador).
К сожалению, в ряде случаев, например, в ситуации с Беларусью, комитет по соблюдению Орхусской конвенции не обладает достаточной силой внушения, чтобы поспособствовать установлению быстрого и эффективного диалога между властью и гражданским обществом в случае конфликта. Также бюрократический аппарат не настолько гибок, чтобы своевременно отреагировать на кризисную ситуацию.
Однако проведение международных форумов, на которых защитники защитников окружающей среды могут обсудить случаи из своей практики, а также найти способы юридического решения вопросов, так же как и открытость комитета по Орхусской конвенции, дает надежду. Работа над развитием экологического права идет на международном уровне, а значит, активисты не останутся без поддержки.