Согласно официальной статистике, доля фермерских хозяйств в общем объёме сельхозпроизводства Беларуси не превышает 1,9%. При этом урожайность в них выше, чем в сельхозорганизациях. Разница же в рентабельности продаж и вовсе разительна: если в сельхозорганизациях в 2015 году она составляла 0,5%, то в фермерских хозяйствах — 21,8%.
Тем не менее, настрой участников семинара — фермеров со стажем и представителей молодого поколения, сделавшего ставку на популярное сегодня в мире органическое земледелие, — было трудно назвать однозначно оптимистичным: государство поддержать эту очевидно эффективную и перспективную форму хозяйствования на селе не спешит.
Василий Барауля, фермер с 1992 года, рассказал о своем видени проблемы:
— Сегодня говорить о будущих успехах фермерства, не решив вопрос собственности на землю, беспредметно. В обществе должен быть социальный заказ. До сегодняшнего дня социального заказа на фермерство не существовало. В сельхозорганизации шли огромные капиталовложения, но надежды на хорошу отдачу не оправдались. Лукашенко уже дважды высказался о том, что в Беларуси пора бы подумать о частной собственности на землю. Надеюсь, что банкротство, через которое придётся пройти предприятиям АПК в связи с принятием указа о финансовом оздоровлении, многих отрезвит. Для проведения реформ нужна сильная государственная власть. Потому что сельское хозяство — это огромные деньги. И это сегодня бизнес чиновников среднего звена. Просто так они этот бизнес не отдадут.
Главное проблемой АПК Василий Барауля считает то, что вопросы реформы в этой сфере никогда не решают те, кто работает на земле:
— Реформа в АПК — это сложный вопрос. Я не предлагаю рушить крупные хозяйства. И не считаю, что дать каждому фермеру по 50 га земли — это решение проблемы. Ведь если фермер купит для своего хозяйства технику и будет использовать её на 10%, ни о какой прибыльности говорить не придётся. Можно ориентироваться на опыт Европы, где успешно действуют фермерские кооперативы… Яркий пример — известный голландский кооператив Agrico. Объединяя мелких фермеров, этот кооператив является мировым лидером по выращиванию посадочного материала картофеля. Нужно эффективно использовать материальные ресурсы убыточных хозяйств, передавать их эффективным собственникам, развивать частную инициативу на селе.
Не находят понимания у государства пока и фермеры, сделавшие ставку на производство экологической продукции. Из-за отсутствия закона об органическом земледелии этот рынок пока находится в зачаточном состоянии. Об этом рассказал руководитель фермерского хозяйства «Верми Экопродукт» Игорь Хващевский.
В прошлом году хозяйство Хващевского первым в Беларуси прошло сертификацию по стандартам ЕС. Этот «зелёный» сертификат даёт право хозяйству продавать свою продукцию в Европе по более высоким ценам. Однако воспользваться этим правом «Верми Экопродукт» пока не может: слишком малы объёмы производства. Трёхлетний период сертификации, в течение которого выращенный продукт не имел право реализовываться по более высокой стоимости, привёл к затратам, не позволившим масштабировать бизнес. Переходный период сертификации по европейским стандартам, когда урожайность без удобрений и химических средств защиты падает, а цены на выращенную продукцию поднимать нельзя, — самый сложный для тех, кто решил заниматься органическим земледелием. Фермеры считают, что на этом этапе государство могло бы поддержать их льготами. Однако в законе об органическом земледелии, который планируется прнять уже в следующем году, подобные льготы не предусмотрены.
Сейчас хозяйство реализует свою продукцию путём поставок частным клиентам и через интернет-площадку «Экаежа». Сотрудничать с торговыми сетями ему не выгодно. В Беларуси не предусмотрено сертификации для органической продукции, обязательный сертификат соответствия никаких преимуществ перед другими поставщиками хозяйству не даёт. Неся двойные затраты на сертификацию, хозяйство не может конкурировать по цене с поставщиками «обычной» продукции. Кроме того, по мнению руководителя хозяйства, белорусы пока смутно представляют себе, что такое органическая еда и не понимают, почему за такой продукт нужно платить в несколько раз больше. Если в Беларуси спрос на органическую продукцию не начнёт расти, «Верми Экопродукт» будет пытаться нарастить объёмы производства и выйти на европейский рынок.