Владимир Ковалкин, основатель ресурса «Petitions.by – Удобный город» выиграл грант на создание агрегатора-нотификатора общественных обсуждений (где собираются данные и выходят оповещения обо всех таких встречах). Но получить деньги не может – профильные министерства против. Проект якобы не соответствует национальным интересам.
Что вообще происходит?
Существует такой нормативный акт – Декрет Президента Республики Беларусь №5 от 31 августа 2015 года «Об иностранной безвозмездной помощи». Он утверждает Положение, которое регулирует порядок получения, учёта, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контролирует её получение и целевое использование, а также описывает порядок регистрации гуманитарных программ.
В соответствии с этим Положением, иностранные гранты должны быть зарегистрированы в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь. И эта регистрация (существование которой вызывает вопросы само по себе) – не простое уведомление властей о полученных деньгах. Получатели фактически просят разрешение принять средства из-за границы. С этой регистрацией у Ковалкина и возникли проблемы.
Рассылка вместо беготни по сайтам
Владимир хочет сделать агрегатор всех общественных обсуждений, происходящих в стране, и нотификатор пользователей petitions.by о том, что на той территории, где они проживают, будет происходить то или иное обсуждение.
«Случается так, что местные жители часто не знают, что в том районе, где они живут, собираются что-то строить или сносить, или что-то будет происходить по экологической тематике (может, какой-то завод будут строить, который потенциально опасен для экологической обстановки), – рассказывает Владимир.
– Сейчас, в соответствии с законодательством, такая информация размещается на сайтах местных органов власти, но туда ведь никто не ходит – там делать нечего, у людей нет интереса к этим сайтам. И чаще всего люди просто пропускают общественные обсуждения или получают информацию о них буквально за пару дней до начала. Выходит, что у них нет реальной возможности готовиться к обсуждениям».
Главная идея проекта – создать единое пространство, где будет собираться вся информация об общественных обсуждениях в Беларуси, и уведомлять местных жителей, которые будут зарегистрированы на petitions.by, о предстоящих обсуждениях:
«Вот такое общественное обсуждение будет происходить вот в этом городе, у нас есть по этому поводу такая и вот такая информация, а обратиться за дополнительными разъяснениями можно сюда или вот сюда», – говорит автор проекта.
Уведомления должны быть привязаны к географии, но это, по словам Владимира, совсем несложно организовать. Пользователи ресурса оставляют под своими подписями информацию о том, где они живут:
«Соотнести то, что в определённом городе будет проходить какое-то общественное обсуждение, и что определённый человек живёт именно там, не составляет труда. Это делается автоматически. И должна быть рассылка (анпример, всем жителям Речицы должно прийти письмо с информацией, что в их городе будет общественное обсуждение строительства нового завода».
Не соответствует национальным интересам
Казалось бы, Владимир предлагает интересное решение для усиления гражданского общества в Беларуси, но государственная машина оказалась настроена против него. Серьёзная проблема возникла в самом начале регистрации гранта.
«Один из первых шагов при регистрации – это получение письма-поддержки от профильного министерства, – рассказывает Ковалкин.
– Мы обратились сразу в три министерства, которые у нас могут быть профильными: это Минстройархитектуры по части градостроительных проектов, Минприроды по части экологических проектов и Минсвязи, поскольку они отвечают за цифровое общество и программу развития цифровизации и должны быть заинтересованы в том, чтобы внедрять новые сервисы».
И от всех трёх министерств пришёл отказ. В Министерстве связи и информатизации ответили, что они не компетентны выдавать запрашиваемое заключение.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды утверждает, что цели проекта не соответствуют целям использования иностранной безвозмездной помощи, указанным в п. 3 Положения, утверждённого Декретом Президента №5 от 31 августа 2015 года.
В Министерстве архитектуры и строительства отказали, сославшись на то, что заявленные цели использования помощи не соответствуют национальным интересам, государственным программам, перспективам развития, планам и стратегиям, а также законодательству и международным обязательствам Республики Беларусь.
Национальные интересы – это такая палочка-выручалочка, к которой можно прибегать, чтобы напустить дыму в глаза, не сказав ничего по существу. Но в реальности это не просто набор слов – у национальных интересов есть определение. Например, оно прописано в Указе Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 года №575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь». В соответствии с этим нормативным актом, национальные интересы – это совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь.
Итак, заместитель министра архитектуры и строительства Алексей Ананич убеждён, что упрощение доступа граждан к общественным обсуждениям противоречит национальным интересам и государственным программам.
Небольшой ликбез для заместителя министра от Зелёного портала: Республика Беларусь участвовала в разработке Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и взяла на себя обязательства по достижению целей устойчивого развития. Проект Ковалкина напрямую связан с целью №3 (Хорошее здоровье и благополучие), №6 (Чистая вода и санитария), №9 (Индустриализация, инновация и инфраструктура), №11 (Устойчивые города и населённые пункты), №12 (Ответственное потребление и производство), №15 (Сохранение экосистем суши).
В общем, Алексей Ананич явно погорячился с заявлением, что агрегатор общественных обсуждений не соответствует государственным программам.
Как бы чего не вышло
Почему на самом деле министерства отказали в поддержке, Владимир Ковалкин точно не знает, но предполагает, что дело может быть в том, что чиновники мало знают о нём и его проекте:
«Если есть боязнь или желание отказать, то формальные ответы – это хорошее прикрытие. В них чиновники прикрываются национальной безопасностью, какими-нибудь национальными интересами. К сожалению, так часто происходит.
Я думаю, что нам отказали, потому что нас и наш проект мало знают. Они боятся давать письмо поддержки, потому что для них мы может не очень знакомые люди. Если поговорить со всеми этими чиновниками лично, может, они и сказали бы что-то положительное. Глубоко я их внутреннюю кухню не знаю, поэтому могу только предполагать.
Мне кажется, что в большей степени здесь сыграли роль какие-то непонятные опасения: «Как бы чего не вышло». Чиновник же думает: «Дам разрешение. А вдруг там что-то произойдёт?».
Тысяча и одно правило
Сама процедура получения иностранной безвозмездной помощи в Беларуси очень бюрократизирована, и Владимир называет её абсолютно унизительной для некоммерческих организаций, потому что «нужно ходить на поклон к чиновнику и просить дозволения, чтобы тебе разрешили реализовывать проект. А цель у этого – душить гражданское общество в Беларуси, чтобы какие-то важные темы не вспывали лишний раз в медиа или ещё где-то. Это классическое «Не пущать!».
В реальности регистрация иностранной безвозмездной помощи – куда более хлопотное мероприятие, чем один унизительный визит к чиновнику. Некоммерческая организация должна заключить договор с жертвователем, открыть в банке благотворительный счёт, обратиться в компетентный орган за заключением о согласовании целей использования помощи и (или) целесообразности её освобождения от налогов и сборов, подготовить документы, необходимые для регистрации иностранной безвозмездной помощи, обратиться в Департамент по гуманитарной деятельности и наконец-то получить решение о регистрации либо об отказе в регистрации помощи. А после использования помощи в Департамент необходимо предоставить отчёт.
Таким образом, государство, которое не финансирует проект, почему-то принимает окончательное решение о том, получит ли он средства на реализацию. И если Департамент отказывает в регистрации иностранной безвозмездной помощи, деньги надо вернуть жертвователям или изменить цели их использования.
Владимир Ковалкин пока не уверен, что будет дальше с его проектом:
«Пока мы ждём, что ответит МИД. Мы сами туда не писали, но сейчас посольство США подаёт им письмо с информацией, что собирается выдавать эти гранты. Возможно, МИД как-то в этом деле поможет. Второй вариант для нас – это обжаловать ответ, но перспеспектива у этого достаточно низкая, потому что на обжалование можно получить точно такую же отписку.
Если ничто из этого не поможет, то нам придётся вернуть деньги, и проект не состоится в том виде, в котором он был задуман. Возможно, мы найдём другие ресурсы - волонтёров, которые нам помогут, или соберём донаты на этот проект. Может быть, проект состоится в каком-то другом виде – не так, как он планируется сейчас».