Озеро находится Поставском районе. Его южный берег относится к природному комплексу «Голубые озёра» национального парка «Нарочанский», северный — к гидрологическому заказнику «Швакшты».
В 2014 году местные жители и экологические активисты забили тревогу в связи со строительством в деревне Станчики на берегу Болдука культового объекта «Храм образа Божией Матери «Живоносный источник», к которому, по планам, добавится подворье и детский лагерь. Осенью 2015 года общественное объединение «Экодом» совместно с жителями Станчиков подали иск в суд с требованием провести предусмотренное законодательством общественное обсуждение проекта. Однако Глубокский районный суд не удовлетворил требование истцов. Судья пояснил, что на данном этапе проекта проведение общественных обсуждений невозможно, и сослался на то, что истцы опоздали и не обжаловали решение Поставского райисполкома от 2013 года, которым разрешалось строительство объекта.
На сайте change.org также под петицией с требованием остановить строительство на берегу озера православного храма подписались более 16 тысяч человек.
Уже строят второй этаж
Спустя почти год после судебного разбирательства стройка на Болдуке активно продолжается, возводится второй этаж церкви, рассказал Naviny.by региональный координатор общественной экологической инспекции «Зелёный дозор», житель Поставского района Игорь Пастухов.
Помимо судебного иска, около 30 местных жителей и дачников подавали в прокуратуру Глубокского района заявление о подлоге документов.
По словам эколога, местных возмутил тот факт, что в 2010 году среди них собирали подписи за строительство часовни в соседней деревне Войшкуны — напротив участка бизнесмена Николая Романовича (инициатора строительства церкви и лагеря на Болдуке), а строить начали большой храм на 100 прихожан на озере, в полутора километрах от места предполагаемой изначально часовни. Кстати, на момент подписания в 2010 году 4 человека были несовершеннолетними, самой младшей вообще было 4 года, 2 человека проживают в другом населённом пункте, а остальные либо дачники, которые выразили желание построить капличку, либо не имели отношения к этой местности.
В прокуратуре ответили, что не усматривают нарушения.
— Люди чувствуют, как будто их окунули, как будто мы живём по совершенно разным законам. Насколько я понимаю, исполнение законов обязательно для всех, как и правила движения на дороге — для попов, прокуроров, президентов, колхозников и рабочих. Если кто-то начинает нарушать правила, подставляются остальные участники движения. Более того, кто-то, видя подобный пример, сам принимает решение точно так же нарушать правила. В результате мы имеем узаконенное беззаконие, — отметил эколог.
По его словам, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды дало согласие на строительство церкви, но с одним условием: строительство должно вестись без удаления объектов растительного мира.
— Что произошло осенью 2015 года? Около 50 сосен возрастом до 7 лет (некоторые даже до 10 лет) либо вырубались, либо вырезались грубо лопатами и пересаживались сразу за забором объекта на территории заказника «Швакшты», — отметил активист.
Местные жители в октябре 2015 года направили запрос в Минприроды с просьбой проверить это нарушение и принять меры, а также уведомить их о времени проведения инспекции, чтобы подписанты заявления могли показать «замаскированные места рубки» и предоставить фото- и видеосвидетельства. Однако предложение проигнорировали.
— Инспекция природных ресурсов из Витебска приезжала, естественно, никаких следов она не нашла, ни с кем из подписантов не встретилась, зато, по нашим сведениям, любезно беседовала с заказчиками объекта, — рассказал эколог.
Сегодня, по словам Игоря Пастухова, большинство пересаженных сосен высохли, поскольку их можно пересаживать только до двух лет, и пятилетние деревья не приживаются даже при благоприятных условиях.
Кроме того, отмечает эколог, любые пересадки деревьев и кустарников на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) могут быть разрешены при соблюдении определенной административной процедуры, в обратном случае это нарушает режим ООПТ и запрещено законодательством.
Озеро обновляется 30 лет
Жителей также беспокоит, что изменится эстетика озера, которое сейчас выглядит диким, а все деревни спрятаны за лесом, в то время как церковь строится на панорамном холме, и её будет видно из любой точки озера.
Кроме того, говорит Игорь Пастухов, раньше человек любого вероисповедания «мог прийти на этот холм и помолиться Богу как умеет», стройка же православного храма делает это невозможным.
— Как ни странно, большинство протестующих местных жителей из деревень на этом озере — это православные, как и я. Мы не против церкви, но за то, чтобы она строилась в удобном и доступном для людей месте — в посёлке Лынтупы, как мы ходатайствовали в 2014 году, а не за 19 километров в глухом, но зато красивом лесу. Мы за то, чтобы храмы строились честно, уважительно к людям и местным традициям, а не на обмане, и не на обмане нас теми, кто называет себя пастырями Божьими, кто поверх бизнесменского костюма надел рясу и повесил крест, поучая нас и распевая нам сладкие литургии о божественном.
Строительство церкви и лагеря существенно увеличит антропогенную нагрузку на озеро, поскольку в храм будут приезжать паломники (своих прихожан в этой местности мало), а в лагере будут отдыхать дети.
— Сегодня озеро испытывает большую нагрузку из-за туристов, это доказано специалистами Академии наук. Около 2% территории озера находится в четвёртой стадии регрессии — это уже необратимая стадия, и до 12,2% — в третьей стадии, а третья всегда может перейти в четвёртую. Что такое регрессия — это вытоптанные и замусоренные берега и другие «прелести». Чем больше людей приезжает, тем большую нагрузку испытывает озеро.
Озеро формируется за счет родников, частично — паводковых вод, к тому же из него вытекает небольшой ручей, поэтому обмен воды в Болдуке — процесс длительный. На полное обновление воды в озере требуется 30 лет.
— Человек, который почистил зубы, прополоскал зубную щетку, помыл голову или просто искупался, оставляет в воде всё это «богатство». Представьте, что всё это уйдет из озера только через 30 лет! Эта зубная паста, мыло, фтор уйдут только через 30 лет. А если каждый день и каждый год подливать этой грязи, наступает необратимый процесс, что в первую очередь видно по цветению воды. В последние годы озеро Болдук цветет обильнее, чем раньше. Пока озеро может себя восстановить — природные экосистемы обладают определенным запасом прочности, но это не может длиться вечно.