Активные люди, предприятия и организации добиваются того, что зелёная повестка становится главной в некоторых городах и даже странах, и они начинают функционировать по принципу Zero Waste – нулевые отходы.
Эта политика, направленная на сохранение ресурсов – благодаря ответственному производству, потреблению и повторному использованию. Упаковка и различные материалы не подвергаются сжиганию, не выбрасываются в землю, воду или воздух и не угрожают окружающей среде или здоровью человека.
Журналистка Зёленого портала Таня Гендель побывала в некоторых городах и странах, которые стремятся к Zero Waste, и рассказывает, как там работает этот принцип.
Фландрия, Бельгия
Фламандская область Бельгии постоянно работает над достижением нулевых отходов с момента принятия их первого Указа об отходах в 1981 году. Со временем политика трансформировалась – от первоначального упора на утилизацию – к переработке, разделению и предотвращению отходов.
Сегодня почти 75% бытовых отходов (самый высокий процент в Европе) не доходит до свалок. И эта цифра остаётся стабильной, несмотря на рост населения и развитие экономики.
Агентство общественных отходов Фландрии (OVAM) разрабатывает и контролирует законодательство и политику относительно управления отходами. В настоящее время во Фландрии работают 27 межмуниципальных ассоциаций, в которые входят 308 муниципалитетов, главная их цель – собирать и обрабатывать твёрдые бытовые отходы.
Я прожила во Фландрии полгода и примерно только к концу этого срока смогла толком разобраться, как работает их система по отдельному сбору мусора. В домашние разноцветные контейнеры люди сортируют мусор по многим категориям: пластик, бумага, стекло, железо, органика и всё остальное.
В определенные дни (каждому выдается специальный календарь, где дни, когда будут забирать мусор определённого цвета, помечены на год вперёд) все выставляют соответствующие контейнеры на улицу, и машины их забирают, фиксируя при этом, сколько мусора выбрасывается из каждого дома.
За вывоз разного мусора платят тоже по-разному: дороже всего стоит несортированный мусор – чуть больше евро за мешок (все мешки стандартные), дешевле всего органика: там нужно платить около одного евро в год.
Такая схема работает довольно просто: не хочешь сортировать – можешь спокойно выбрасывать весь свой мусор в мешок с общими отходами и платить по евро за каждый вынос. Не очень-то хочется.
Любляна, Словения
Столица Словении является первой столицей в Европе, которая провозгласила политику Zero Waste и уже сегодня собирает 61% городских отходов. Важно напомнить, что Словения присоединилась к Европейскому Союзу в 2004 году, а до этого в стране не было программ по раздельному сбору мусора.
Исполнительный директор организации Zero Waste Europe Жоан-Марк Симон сказал: «Пример Любляны доказывает, что новые государства-члены могут достичь самых амбициозных целей по переработке всего за десятилетие, сохраняя при этом рекордно низкие объёмы отходов и затрат. У других столиц ЕС нет причин стремиться к меньшему».
Любляна достигла такого уровня переработки в 61%, производя всего 121 кг неперерабатываемых отходов на одного жителя в год. В это же время средний показатель по ЕС составляет 42% и 285 кг отходов на человека в год.
Менее чем за десять лет Любляна стала лидером, и сейчас уровень переработки там на 20% превышает уровень утилизации отходов ЕС и на 10 пунктов выше целевых показателей ЕС на 2020 год. Кроме того, Любляна намерена вдвое сократить количество отходов и увеличить раздельный сбор до 78% к 2025 году.
В городе избежали сжигания отходов, доказав при этом, что достижение нулевого уровня вполне осуществимо за очень короткое время и эффективный раздельный сбор применим не только к маленьким деревням, но и к большим городам.
Буэнос-Айрес, Аргентина
В конце 2005 года городской совет Буэнос-Айреса единогласно принял закон «Об комплексном управлении твердыми городскими отходами», по сути – закон о нулевых отходах. Он устанавливает цели и основные этапы по сокращению объема твёрдых бытовых отходов, отправляемых на свалки.
Частные компании, занимающиеся сбором мусора в пяти районах, обязаны построить центры переработки в рамках своих соглашений об оказании услуг с городом. Они будут принадлежать городскому правительству, но управляться кооперативами. Выручка от продажи вторсырья отправляется на производство картонной упаковки. Сейчас в процессе постройки два их таких центра.
Greenpeace вместе с другими экологическими НКО принимают активное участие в консультативном комитете, предлагая идеи по более эффективному осуществлению стратегии Zero Waste. К ним относятся улучшение коммуникационных кампаний, сбор дворового мусора, работа с крупными производителями мусора и т.д.
Меджимурье, Хорватия
Хорватский город Прелог стал национальным лидером по сбору раздельных отходов, увеличив долю с 22% до 60% за первые четыре месяца 2015, выполнив цели ЕС 2020 года и став образцом для подражания. Вскоре и весь регион Нижнее Меджимурье стал одним из лучших примеров в области устойчивого управления отходами.
Наиболее впечатляюще то, что в апреле перерабатывающая кампания Prelog собрала 59,67% отходов, став национальным лидером в области раздельного сбора всего через четыре месяца после внедрения новой системы сбора отходов.
В Меджимурье общие отходы собираются в чёрные контейнеры, биоразлагаемые – в коричневые, крупные отходы – по запросу, а бумага, стекло, тетрапаки, ПЭТ/пластиковая и металлическая упаковка собираются из домашних хозяйств в мешках, которые предоставляются бесплатно. Помимо инфраструктуры сбора, муниципалитеты также управляют установкой для компостирования, сортировочным центром и пунктом переработки.
Новая политика получила название «Зелёная акция», и она направлена на то, чтобы все районы Нижнего Меджимурья приняли официальные планы нулевых отходов с целью раздельного сбора 71% от общего количества отходов, или, другими словами, сокращение общего количества отходов до 50 кг на человека в год (в Беларуси эта цифра около 400 кг на человека в год). Такой шаг еще больше повысит качество жизни населения.
Швеция
Пока мир обдумывает и создает устойчивые решения по обращению с отходами, Швеция применила радикальный подход. В стране, где насчитывается 32 мусоросжигательных завода, в период с 2000 по 2015 год было сожжено в среднем почти 50% всех твердых бытовых отходов (ТБО).
Благодаря их активным усилиям по сжиганию, количество мусора, хранящегося на свалках, составляет всего 1% от их общего количества ТБО, что удаляет из атмосферы вредные парниковые газы.
Кроме того, Швеция добилась успеха в уменьшении своей зависимости от ископаемого топлива, используя энергию сжигания отходов. Забавно, что их мусоровозы работают на энергии, получаемой от сжигания мусора, получается, что они работают, чтобы работать.
Примерно три тонны отходов равняются одной тонне мазута, что является довольно хорошим соотношением, учитывая, что в наши дни отходов больше, чем ископаемого топлива.
Фактически именно по этой причине Швеция превратила отходы в прибыльный товар. Продавая услуги по сжиганию мусора и импортируя мусор из стран, которые готовы платить, Швеция набила свой кошелёчек и получила больше энергии для своих же заводов и коммунальных служб.
Страна заявляет, что переживает революцию в сфере вторичной переработки, хвастаясь, что они перерабатывают почти 100% бытовых отходов. Но всё-таки сжигание и переработка не тождественные понятия.
По мере того, как сжигание отходов становится для них все более надёжным источником энергии, растет зависимость от этого процесса, а мотивация для более эффективных усилий по переработке отходов по всей стране снижается. В некоторых случаях отсортированный мусор фактически сжигается, что лишает муниципалитеты и отдельных людей мотивации тратить время и деньги на сортировку мусора. По этой причине многие перерабатываемые материалы теряются в результате сжигания, что приводит к уничтожению ценных товаров.
Поэтому с одной стороны мы можем сказать, что Швеции удалось стать Zero Waste-страной, а с другой страны сжигание – не самый идеальный выход. Мусоросжигательные заводы выделяют примерно в 1,3 раза больше CO2 на мегаватт, чем сжигание угля. И хотя большая часть CO2 в любом случае была бы выброшена из отходов со временем, если бы его не трогали, тот факт, что он выделяется сразу, вызывает беспокойство.
Это ставит Швецию между камнем и наковальней, поскольку их зависимость от производства отходов для удовлетворения своих энергетических и экономических требований противоречит их заявлениям о нулевых отходах и самой основе экономики замкнутого цикла.
Надеюсь, Швеция будет стремиться к увеличению своих целей по переработке отходов и сокращению общего количества ТБО, ориентируясь на повторное использование и переработку.