21.08.2017 / 12:08

Деревья вдоль проспектов всё равно проиграют машинам, если только их не поместить в среду, наиболее близкую к природной.

В минувшую пятницу, 18 августа, в Минской областной библиотеке имени А.С.Пушкина состоялась лекция австралийского эколога и эксперта в области пермакультуры Дэвида Брауна.

Зелёный портал посетил мероприятие, организованное кампаний «Городской лесничий», чтобы познакомиться с австралийским опытом ухода за зелёными зонами в городах, а также узнать, применим ли он в Минске?

 

Белый лебедь, чёрный лебедь

«Верхний белый лебедь – это вы. Чёрный – это я. Я здесь не для того, чтобы учить жизни. Я прилетел, чтобы рассказать, как мы, чёрные лебеди, работаем у себя. А вы сможете рассудить, есть ли в моём рассказе какая-то ценность», – говорит Дэвид Браун, лектор.

Первое образование Дэвид получил в области философии, но также интересуется экологией, ботаникой и пермакультурным дизайном. На родине, в Австралии, он занимается экологическими проектами, читает лекции, посещает экспериментальные территории, от дач до лесов. Своё экологическое образование получил в Университете Тасмании.

Пермакультурный дизайн — это система проектирования среды обитания человека и устойчивых сельскохозяйственных систем, удовлетворяющих потребности человека при сохранении качества окружающей среды.

Дэвид Браун любит путешествия и посетил Шотландию, Ирландию, США, Канаду, Россию и Гавайи. В Беларуси он пробыл в больше, чем в любой другой стране мира, кроме своей родной.

 

Жёсткий пейзаж без деревьев

«Я покажу примеры различных стилей в городском зелёном ландшафте, расскажу, как позволить деревьям и другим зелёным компонентам городской среды не только выживать, но и процветать», – пообещал эколог в начале встречи.

Деревья и вода, по словам австралийского эколога, – основные компоненты зелёной среды в городе. В некоторые города люди едут, чтобы насладиться растениями, и один из таких городов – Минеральные воды на Кавказе. Без растений же, говорит Дэвид, городской пейзаж становится жёстче.

snpltd.ru
snpltd.ru

 

«Это бардак надо убрать»

Перенесёмся в самый крупный город Шотландии – Глазго. Там самое большое количество общественных парков в Европе. Наибольшую их часть составляют дикие кустарники.

Крупный многокилометровый парк раскинулся вдоль одного из водотоков, проходящих через город. В нём же находятся старые арочные мосты. Из нововведений в этом парке за последние годы появились только тропинки для прогулок.

«Это практически дикая кустарниковая роща, – говорит Дэвид. – Можете себе представить такое в Минске? Нет. Люди сказали бы: "Это бардак надо убрать"».

И здесь тоже убрать. Зелень вдоль велодорожки, город Райсвайк, Голландия. Фото – Анна Волынец
И здесь тоже убрать. Зелень вдоль велодорожки, город Райсвайк, Голландия. Фото – Анна Волынец

Беларусы опрятные, иногда слишком: они сметают каждый листок и песчинку. Недостаток такого подхода – корневая система дерева остаётся без защиты и питательных веществ, которые давали листья, уверен эколог. С ветром уходит и необходимая влага.

 

Дикой природы становится меньше

Многие деревья в городах высажены в аккуратные и узкие лунки. Такие деревья страдают – это не имеет общего с естественной для них средой, в которой дерево чувствует себя хорошо.

На фото пример парка, где растения подчинены правильным геометрическим формам, а между ними галька.

samdizajner.ru
samdizajner.ru

«Но вас не пустят походить по дорожкам, вы будете смотреть со стороны», – говорит Дэвид Браун.

Именно в этом направлении развивается территория вокруг Цнянского водохранилища: дикой природы всё меньше и всё больше бетона. Но можно обратить внимание на проектирование городов в Китае: для борьбы со смогом там хотят создать среду, названную «город-лес». В таком городе жители квартир будут реже болеть психическими расстройствами, уверены экологи.

Лючжоу Форест Сити (Liuzhou Forest City)
Лючжоу Форест Сити (Liuzhou Forest City)

Городские зелёные ландшафты дают прохладу и привлекают туристов, а также снижают ущерб от ураганов.

 

Деревья у проспекта проиграли машинам

Минск пока не похож на город из футуристичных китайских проектов.

«Нет ни одного города в мире, который бы нуждался в деревьях больше, чем Минск, – продолжает Дэвид. – На знаменитом проспекте Независимости деревья борются за выживание. Он был очень красивым проспектом с огромным количеством деревьев, но они проиграли в состязании с машинами».

Типичный для Минска пейзаж – одинокое выжившее деревце, абсолютно не закрытое тенью. Игуменский тракт, 7 июня 2017. Фото – Евгений Хоружий
Типичный для Минска пейзаж – одинокое выжившее деревце, абсолютно не закрытое тенью. Игуменский тракт, 7 июня 2017. Фото – Евгений Хоружий

Деревьям сложно существовать в привычной для нас форме высадки – поодиночке вдоль улиц.

«Природой задумано, чтобы деревья росли группами, защищая друг друга, с естественным перепадом высоты. Соседствуя, как в дикой природе, они создают для себя подходящий микроклимат. Гибель одного дерева автоматически ухудшает среду для других», – объясняет Дэвид Браун.

У площади Якуба Коласа, лето 2017. Фото – Анна Волынец
У площади Якуба Коласа, лето 2017. Фото – Анна Волынец

 

Как спасти дерево на суглинке?

Идеальные условия для дерева – отсутствие стресса и резких изменений в окружающей среде, достаточное количество воды и света.

Пример плохих условий – один из открытых суглинистых участков у дороги вблизи Ботанического сада. Там несколько деревьев засохло в 2014 году. В этом месте влага скатывается вниз по склону, корни деревьев открыты солнцу и ветрам.

«Земля сохнет и превращается в кирпич, трескается и разрывает мелкие корешки. Чтобы спасти деревья в таком месте, я бы для начала засыпал прикорневую зону листьями, сучьями, опилками и мульчей, – предполагает эколог. – Потом обрезал бы немного верхнюю часть кроны для баланса между получаемой влагой из корней и той, которая испаряется. Я использовал этот метод в Австралии, у нас засухи каждый год».

 Здесь был саженец. Минск, проспект Независимости, август 2017. Фото – Анна Волынец
 Здесь был саженец. Минск, проспект Независимости, август 2017. Фото – Анна Волынец

 

Дерево гибнет без влаги или от нехватки места

Ещё один пример – место, где вода не попадает к дереву из-за неправильной организации водостока. Например, на Цнянском водохранилище он сделан так, что вода не скатывается мимо растения в озеро. Извилистый же водосток может обеспечить водой деревья рядом.

Деревья в искусственном насаждении могут погибнуть из-за чрезмерно большой плотности насаждения. Они не вырастут вширь и останутся слишком тонкими, недополучив солнце, влагу или питательные вещества. Такое насаждение нужно прореживать, а это значит – вырубить саженцы, за которые заплачено много денег.

Посадка у Цнянского водохранилища. Анна Волынец.
Посадка у Цнянского водохранилища. Анна Волынец.

Болезни – ещё одна причина гибели деревьев. Им подвержены деревья, ослабленные плохими условиями, возникшими из-за изменения климата.

«Изменение климата легко заметить, если вы знаете: болотный кипарис растёт во Флориде или на южном побережье Луизианы, но никак не должен зимовать в открытом грунте в минском Ботаническом саду. По словам работника Ботанического сада, 10 лет назад эта ситуация ещё была невозможной», – делится наблюдением лектор.

 

За сто лет Минск захватят акации

Молодые деревья на крыше норвежского дома. Фото - Юлия Харук.
Молодые деревья на крыше норвежского дома. Фото - Юлия Харук.

Австралийский эколог Дэвид Браун предлагает адаптироваться к изменениям, расширяя видовой состав, используя смешанные насаждения, разновозрастные посадки и уделяя больше внимания потребности во влаге.

Пример нового вида – красный дуб, подарок с американского континента. Эти деревья чувствует себя хорошо в Минске. Другой пример – чёрная акация, которая тоже принесена из США.

«В отличие от красного дуба это растение вам точно не нужно, – уверен австралиец. – Если вы потрогаете дерево, то увидите шипы. За ним сложно ухаживать. Если Минск оставить в покое лет на сто, без людей – скорее всего, чёрная псевдоакация доминировала бы и осталась бы практически одна из всех деревьев».

 

«Это дерево переживёт всех людей на фото»

Чтобы сохранить деревья, нужно им дать хороший уход.

«Позвольте деревьям руководить вами, – говорит Дэвид Браун. – Будьте ответственны, узнайте, что это за дерево, в каких условиях оно растёт в дикой природе. И дерево подскажет, что ему нужно».

Маленькие деревья тонкие и не могут себя защитить, особенно в новых насаждениях. Им помогут поддерживающие планки, отмечает эксперт.

Обрезку ветвей нужно делать так, чтобы дерево могло затянуть повреждение, не оставляя пеньков на месте сучьев.

Фото - Анна Волынец
Фото - Анна Волынец

Крону деревьев нужно формировать густой, чтобы она давала тень для корней, защищая от солнца и ветра. Этому помогают и кустарники рядом с деревом, они же снижают конкуренцию с другими деревьями рядом.

Важна и правильная посадка.

 belta.by 
 belta.by 

«Очень забавная картинка, по-моему. Возникает вопрос: чем они думают? Но не будем спешить с выводами. Это дерево переживёт всех, кто на фото и здесь, в зале. А если ему не мешать – и то здание сзади», - говорит Дэвид Браун.

Эксперт советует сажать деревья утром или вечером, а в идеале – в дождь.

«После посадки хорошо его полить. Вода прибивает грунт, и он делается одним целым с грунтом вокруг места посадки, - говорит австралиец. - Когда вы сажаете дерево, то верите в будущее через сотню лет или через несколько сотен. И с точки зрения надежды на будущее человечеству ничего больше не остаётся, как высаживать деревья».

Фото - Анна Волынец
Фото - Анна Волынец

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость