МЖКХ прокомментировало часть предложений. Такое бывает редко
В конце марта зоозащитники возмутились проектом правил обращения с домашними животными, назвав его как минимум негуманным и поиронизировав над видением разработчиков.
Речь об изменении текущих «Правил содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населённых пунктах Республики Беларусь». Формально новый проект правил уже был готов к направлению в Министерство юстиции. Однако зоозащитники рассчитывали внести в него изменения, подключая СМИ, всю заинтересованную общественность и неравнодушных представителей власти.
И у них это получилось: текущий проект отличается от того, что был два месяца назад. Это стало ясно по результатам общественного обсуждения документа. Оно прошло с 7 по 17 апреля 2020 года.
22 мая на правовом форуме pravo.by были опубликованы результаты.
– Публикация сводной таблицы отзывов – исключительное событие для результатов общественного обсуждения в Беларуси, – говорит Анна Толчикова, представительница гражданской инициативы «В одном Доме», которая тесно сотрудничает с фондом Брижит Бардо.
– Мы надеемся, что это результат того, насколько резонансным общественные организации постарались сделать вопрос законодательства в сфере обращения с животными.
По её словам, прошли ещё две встречи зоозащитных организаций – одна с разработчиками из министерства ЖКХ, другая – с представителями Минсельхозпрода, который тоже вносит свои замечания, в частности по вопросу выпуска животных (Минсельхозпрод против).
Но при этом министерство ЖКХ за выпуск котов и даже готово разработать нормы, разрешающие им проживать в подвалах. Анна считает, что взаимопонимание в этом вопросе с МЖКХ – большой успех зоозащитников. Консенсус со вторым министерством сейчас стараются найти.
– Непонятно, когда можно ожидать принятия правил. Но в министерстве ЖКХ говорят, что в конце июня проект правил должен отправиться в Совет министров, – говорит Анна Толчикова. Разбираемся с ней, каковы плюсы и минусы новой версии правил.
Собакам разрешат лаять и ходить без намордника, но не всегда
Как Зелёный портал писал ранее, у зоозащитников было две цели: повысить гуманность обращения с животными и ввести гуманные методы регулирования их численности.
Вот какие есть подвижки:
- Ключевое – снятие безусловного запрета количество животных в квартире.
В проекте говорится, что проживание большого количества животных разрешается при соблюдении санитарных норм и правил. Ведь один человек может проследите за пятью котами, у другого и с одним будут проблемы. Снятие этого ограничения меняет ситуацию волонтёров, которые после принятия правил перестанут быть нарушителями закона.
– Куда ещё людям спасать животных, как не к себе домой? По крайней мере, первично, – добавляет Анна.
- При отлове запретят убийство животных или нанесение им физического вреда (приравниваются к жестокому обращению).
– Сколько мы насмотрелись, как котят скидывают в мешки, одного на голову другому. Это наконец можно будет назвать жестоким обращением! Конечно, практика не сразу укорениться среди работников ЖКХ, но зоозащитникам теперь будет на что опираться, – говорит Анна Толчикова.
- Отстрелы отменены.
Но не для всех: их можно применять, если не получается захватить животное никаким другим способом или надо реагировать очень быстро.
– Формулировка неоднозначная, оставлена возможность злоупотреблять для тех, кто делал это и раньше, – комментирует зоозащитница.
- За выброс животного на улицу предусмотрена административная ответственность.
То же самое есть в проекте административного кодекса, который прошёл обсуждение в мае.
- Определено понятие зоозащитной организации.
- Урегулировано проживание животных в общежитиях.
В комнате общежития можно иметь одно животное (речь идет не о студенческих общежитиях).
- Собакам разрешат ходить без намордников (МЖКХ согласно).
Поводок обязателен при выгуле для всех, намордник – при выгуле собаки из перечня особо опасных пород. Раньше правила требовали, чтобы в наморднике была собака выше 25 см в холке (визуально это ниже колена).
- Изменились правила по обеспечению тишины.
В прошлой редакции проекта планировалось обязать владельцев домашних животных обеспечивать тишину 24/7. Нам удалось отстоять более справедливое ограничение на тишину с 23 ночи до 7 утра.
- Появилось понятие «место свободного выгула».
Хотят разрешить выгул не только в оборудованных местах (а их в городах минимальное количество). Эти места должны будут определить местные испольнительно-распорядительные органы.
- Конкретизировали, что такое жестокое обращение с животными.
Согласно проекту, к нему можно отнести даже истязание голодом и жаждой. По словам Анны, это встречается очень часто, единственный способ выручить животное – выкупить «по цене золотого слитка».
– У меня был случай, когда собака от голода хватала зубами металлическую кастрюлю, – комментирует она.
Собачье место: как (не) найти пространство для прогулки
Как отказались от отлова по звонку граждан?
И последние два пункт касаются отлова.
- Больше не будет графиков выезда ловцов.
С этим изменением связана отдельная история, которая произошла уже после общественного обсуждения. Общественная организация «Паритет» направила 14 мая обращение в Министерство финансов. Там были доводы о нецелесообразности требований к тому, чтобы службы отлова бездомных животных имели четкие графики выезда.
Аргумент – экономические расчёты, где среди прочих данных указана доля выездов ловцов, в результате которых они не привезли ни одного животного. И таких выездов около 56-62% ежемесячно.
Что касается стоимости, то в январе 2019 года только минской «Фауне города» выезды без отлова обошлись в 1 417 рублей, примерно то же было каждый месяц. За полгода это 8 683 рубля.
– Средства на такие выезды потрачены в пустую. И это в стране, где за счёт государства даже не смогли оплатить респираторы медикам, – возмущена Анна Толчикова.
По рекомендации минфина министерство ЖКХ убрало требование к графикам из правил.
- Отлов больше не сможет выезжать по обращению граждан.
Только при наличии безнадзорных животных, а также по рекомендации эпидемиологических служб. До этого момента процедура не было вообще никак формализована, не обязательно было представляться или оставить свои контакты.
По словам Анны, это провоцировало злоупотребления, и сейчас Министерство просто разрубило гордиев узел. С другой стороны, как вести себя гражданам в случае необходимости – непонятно.
Бездомный кот Шрёдингера и другие минусы проекта
– Хотя правила стали чуть лучше, но принцип регулирования количества бездомных животных на улице туда не заложен. По некоторым вопросам есть прогресс, но решить все проблемы бездомных животных правила не могут, – продолжает собеседница.
- Обязательное чипирование не введут.
Оно является важной частью эффективное уменьшение численности бездомных животных и есть во всех мировых рекомендациях наравне с учётом и идентификации владельца, как уточняет зоозащитница.
- Выпуска котов не будет, так как не будет их отлова (пока что так в тексте проекта).
Что? Выглядит сюрреалистично: о том, что отлов котов вообще прекратится, во время обсуждения проекта правил речь не шла. И коты по-прежнему есть на улицах города, так что ситуация с выпуском стерилизованных бездомных животных не прояснилась.
– В обосновании сказано, что выпуска котов не будет, так как не будет их отлова. Можно сделать вывод, что алгоритм «отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск» Министерство не поддерживает, – говорит Анна.
Контекст
– Хочется верить, что после окончания работы с этим проектом не закончится наша работа с министерством, которая уже длится больше года, – подытоживает представительница кампании «В одном доме».
Напомним, что законодательство в сфере обращения с животными не менялось в Беларуси с 2001 года. Лёд тронулся в конце 2018-го после открытого письма знаменитой французской актрисы Брижит Бардо в адрес Александра Лукашенко с просьбой защитить бездомных животных.
В ответе на это письмо министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей от лица президента заверил, что в нашей стране продолжится совершенствование законодательства. Сразу после этого ответа и началось обновление «Правил содержания домашних и отлова безнадзорных животных», о которых 17 лет практически не вспоминали.
Зоозащитники оперативно отреагировали на ситуацию и выслали общие предложения в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, которое отвечает за разработку документа.
После этого руководитель международных программ помощи бездомным животным Фонда Брижит Бардо, мадам Брижит Олуа дважды приезжала в Беларусь, чтобы ознакомиться с ситуацией и повлиять на беларуских чиновников, а также объединить зоозащитников нашей страны.
– Фонд Бриджит Бардо помог: если бы не они, о проекте бы вообще не общались. Министерство не стало бы столько с нами обсуждать проблемные вопросы. Чего стоило одно общественное обсуждение на почти 2 000 предложений! Разработчица в министерстве сказала, что такого у них никогда не было, ни-ког-да, – говорит Анна Толчикова.
– Ведь неравнодушных много по всей стране, но консолидации не было. Теперь же у нас есть координация действий, потому что появилось общее действие – разработка проекта.
Она продвинулась благодаря фонду Бриджит Бардо, мы уверены, что это было решение высшего руководства страны. Хронология чёткая: пришло открытое письмо на имя президента – и через два месяца министерство собрало зоозащитные организации, чтобы услышать их предложения к проекту, который никто не трогал с 2001 года.
В процессе работы, кстати, мы узнали: оказывается, департамент продовольственного и ветнадзора, с которым мы работаем, входит в одну крупную международную зоозащитную организацию и имеет рекомендации, которым надо следовать. Эту и другую информацию мы получаем благодаря фонду, поднимаясь на новый уровень.