26.04.2018 / 14:04

Общественное обсуждение удаления прошло 19 апреля. Горожане недовольны и считают, что город постоянно теряет зелень, в исполкоме объясняют, что заменяют старые деревья на молодые ради безопасности и эстетики.

 

Липа, тополь и акции потеряли «средообразующие, защитные функции»

Липа, тополь и две акации белые срублены в районе представительства «Белгосстраха» по улице Октября, 4 в Браславе на прошлой неделе. На фото видно, что чуть ранее деревья прошли обрезку «под столб».

Общественное обсуждение было инициировано в ответ на ходатайство ГП «Браслав-Коммунальник». На общественном обсуждении 19 апреля в 15.00 было 13 человек. Стульев не хватило, и представители исполкома пояснили, что не ждали такой популярности у населения.

Фото Гальляш Сялява
Фото Гальляш Сялява

Фото Гальляш Сялява
Фото Гальляш Сялява

В объявлении об обсуждении райисполком честно пишет, что это деревья, «потерявшие средообразующие, защитные функции», устно представители госоргана добавили, что с эстетическими функциями также есть вопросы, а потому лучше высадить новые. Половина удалённых деревьев является инвазивным видом, численность которого подлежит регулированию.

8 из пришедших высказались за удаление «неэффективных» деревьев, 4 против, а один человек воздержался. Как пишет сайт braslaw.by, их срубили в течение получаса после проведения общественного обсуждения.

Взамен планируют посадить туи в количестве 7 штук в срок до 10 мая.

«Оказывается, предмет вырубки регулируется голосованием», – удивляются представители сайта в facebook. В комментариях участники обсуждения пишут, что 8 высказавшихся против – те, «кого пришли» принудительно. Районная газета «Браслаўская звязда» про обсуждение не писала.

 

5000 подписей под петицией о вырубке и кронировании

«Приезжаешь в родной город, а он уже чужой, без деревьев. Целыми аллеями уничтожают», – комментируют браславчане в социальных сетях. Похож и посыл петиции, которую горожане создали в прошлом году и направили в Минприроды и Министерство ЖКХ.

«В 2016-2017 в Браславе и Браславском районе ведется планомерная вырубка и "кронирование" деревьев, которые, возможно, официально оправданы, но вызывают ряд вопросов», – пишет автор петиции Гальляш Сялява.

Они просили предоставить информацию об основаниях для вырубки конкретных деревьев по улицам Дзержинского, Октября, Советской, а «в идеале – фотоотчет с подтверждением болезни дерева либо другой причины». Интересовались они также правильностью обрезки деревьев, которые в городе зовут «столбы».

«Браславская звезда»: При полном удалении кроны деревья не погибают

Петицию подписало более 5 000 человек, но обратной связи от министерств и местных властей авторы не получили, разве что текст районной газеты «Браславская звезда», где объясняется, зачем нужно кронирование. Источник информации СМИ не указывает.

«Некоторые браславчане недоумевают, зачем вдоль городских улиц чуть ли не поголовно обрезают кроны деревьев, оставляя лишь голые стволы. Однако этому процессу есть свое логическое объяснение, – пишет редакция в июле 2017 года.

Во-первых, во многих местах, как, к примеру, по ул. Садовой, многолетние деревья растут под проходящими воздушными линиями электропередач, и в целях безопасности их верхушки всё равно приходится периодически подрезать. Во-вторых, высокие и широкие кроны создают такую тень, что на газонах растет не трава, а мох.

Опыт же предыдущих лет показал, что при полном удалении кроны деревья не погибают. Вокруг ствола они дают молодые побеги. Значит, подрезку можно проводить не от случая к случаю, а планово, убивая тем самым двух зайцев: не нарушая экологии, выполнять требования электробезопасности, и газонная трава получает в достатке солнечный свет для успешного роста.

Когда же подготовленные работники коммунальной службы фигурно подстригают отрастающие молодые ветви, получается еще и красиво».

 

Обрезка может привести к стволовой гнили и выпадению 50% тополей

Два года назад Зелёный портал обсудил со специалистами такую обрезку.

«Обрезку «под телеграфный столб», которую проводят у нас, трудно отнести к какой-либо категории», – уверен Михаил Рудевич, старший научный сотрудник лаборатории интродукции древесной растительности Центрального ботанического сада Национальной академии наук: она не является ни омолаживающей, ни формовочной, ни какой-либо ещё.

«Дерево интенсивно компенсирует отсутствующую крону, и ветви растут с большей скоростью, чем обычно. В результате их древесина менее прочна, чем выросшая естественным путём», — отмечает координатор кампании «Городской лесничий» Игорь Корзун.

«Через 5-10 лет без вложения дополнительных средств на содержание мы в большинстве случаев будем иметь аварийные (сейчас термин сменён на «опасные» – ред.) деревья, которые ранее таковыми не являлись», — поясняет ведущий научный сотрудник Института экспериментальной ботаники Академии наук Ирина Вознячук последствия такой обрезки.

Согласно мини-исследованию Института экспериментальной ботаники, по крайней мере, среди тополей такая обрезка ведёт к выпадению минимум 50% деревьев и стволовой гнили.

ЖКХ Браслава: Если дерево придавит ребёнка, то отвечать будет исполком

Браслав – город-курорт в масштабе Беларуси, который к тому же претендует на звание первого в стране климатический нейтральным регионом. Для такого места озеленение важно, и мы попробовали обсудить это с представителями исполкома.

Ирина Моганская из отдела ЖКХ исполкома согласна, что туи нужно сажать не всегда.

«Почему в этом месте именно туи? Я могу пояснить: рядом находится парк [памяти] воинам-афганцам. В нём – композиция из хвойных деревьев: там и сосны, и разные туи. Мы исходили из того, что если высадить лиственные деревья, то со временем они всё равно вырастут и перестанут вписываться в композицию», – говорит собеседница. Со временем композицию туй дополнят.

Было ли сделано кронирование с целью вписать старые деревья в композицию либо сделать их эстетичнее? Ирина просит не задавать ей вопросы о кронировании, так как этим занимается не она.

Специалист считает, что в этом месте туи не так сильно закрывают обзор машинам, выезжающим от стоящего рядом нового здания «Белгосстраха».

Что касается деревьев, то в Браславе они старые и преимущественно посажены после войны, а значит, все старше 40 и даже 50 лет. Лиственное дерево в таком возрасте часто является опасным, как пояснила Ирина. Она упоминает пару огромных ив возле школы, сучья которых валялись «после каждого сильного ветра».

«Мне вас не переубедить. Вы пишите, что хотите, но если такое [опасное] дерево упадёт на ребёнка, то так просто не отделаться. И отвечать за это будет не общественность, а исполком», – говорит она.

При вырубке больных или опасных деревьев компенсационные посадки делают на центральных улицах. Становится ли город менее зелёным? Начальника отдела ЖКХ, который мог бы дать данные о количестве срубленных и высаженных деревьев в 2017 году, на месте не оказалось. Хотя, к примеру, в прошедшую субботу возле озера Дривяты высадили около 300 маленьких сосен там, где когда-то росли тополя.

Можно сравнить Браслав на фото 100-летней давности и в 2013 году по фото здесь. Когда было больше деревьев – однозначно сказать у нас не вышло.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость