Начиная с 1992 года, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) профинансировал в Беларуси 114 проектов на сумму 2,46 миллиарда евро. В июле 2019 года министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей встречался с Александром Пивоварским, главой представительства ЕБРР в Беларуси, а месяцем ранее во время переговоров с вице-президентом ЕБРР Юргеном Ригтеринком министр заявлял, что Европейский банк реконструкции и развития может вложить в экономику Беларуси более 360 миллионов евро в 2019 году.
«Мы заинтересованы в дальнейшем наращивании инвестиций ЕБРР, причём как в государственный, так и в частный сектор, – говорил Макей. – Мы вчера обсуждали с Аланом Пию, что мы должны вместе поработать над тем, чтобы планку прошлого года превысить. У нас есть все воможности при хорошей, слаженной работе превысить объём в 360 млн евро».
Такое сотрудничество с международными банками не только даёт возможность чиновникам отчитываться об улучшении имиджа страны на международной арене, но также позволит негосударственным организациям и местным сообществам реально влиять на происходящее в стране.
Один из механизмов влияния – это обратная связь с банками. И Европейский банк реконструкции и развития, и Всемирный банк имею алгоритмы подачи жалоб. В том случае, если местные жители или общественные организации видят, что реализация проекта, профинансированного Банком, идёт с нарушениями, они могут обратиться напрямую в Банк с соответстующей жалобой. Этот процесс может затянуться по времени, но по сути он достаточно прост.
Как подать жалобу в Европейский Банк Реконструкции и Развития
- Выберите подходящую процедуру. Что вам надо – разрешить проблему (у вас спор относительно проекта как такового или разногласия с компанией – спонсором проекта) или проверить, соблюдаются ли установленные нормы – социальная политика банка и/или принципы информирования общественности?
- Если вам нужна помощь ЕБРР в решении проблемы, то вы можете подавать жалобу с того момента, как статус проекта стал «disbursing» («финансируется») и до того момента, пока он не станет «соmplete(d)»/«cancelled» («закрыт»). Отслеживать статус проекта можно в таблице, которая есть в каждом отдельном проекте буквально на первой страние (см. Status). А если вы запрашиваете проверку установленных норм, то это можно делать с того момента, как проект появился на сайте ЕБРР, но не позднее 12 месяцев после последнего транша по кредиту. Информацию о последней дате подачи жалобы можно посмотреть в резюме проекта на сайте ЕБРР.
- Вы можете подать жалобу в электронном виде через официальный сайт ЕБРР или направить почтой. После регистрации жалобы у банка есть 21 день на подготовку письменного ответа.
Подробнее узнать о процедуре можно здесь.
Как подать жалобу во Всемирный банк
- У каждого проекта есть своя рабочая группа, которая устанавливает процедуру подачи жалоб на этот конкретный проект. Чтобы получить информацию о рабочей группе, надо писать на binfo@worldbank.org. Так у вас появится возможность уточнить особенности процедуры подачи жалоб по конкретному проекту.
- Вы можете подать жалобу по электронной почте или посредством обычной почты. Также вы можете воспользоваться формуляром, который размещён на сайте GRS. Помните, что жалоба должна быть оформлена на английском или вашем родном языке.
- В течение 30 дней банк предлагает подателям жалобы решение, и если они согласны с предложенным, то группа по реализации проекта и учреждение-исполнитель проекта выполняют решение.
Общую информацию о подаче жалоб вы можете найти здесь.
В важности и значимости такой коммуникации с банками убеждена юристка общественного объединения «Экодом» Татьяна Милач. По её словам, важно знать и понимать, что любой человек может привлечь внимание международных органов к проблеме, затрагивающей непосредственно его или его город/район, и тысячи людей со всего мира делают это каждый год.
«Именно за счет индивидуальных жалоб права приобретают конкретное значение, – говорит Милач. – При рассмотрении индивидуальных дел Политика банков (напр., Экологическая и социальная политика), которые в иных случаях могут казаться обобщенными и абстрактными, применяются на практике. Когда их положения применяются в конкретной ситуации, они находят свое непосредственное отражение в жизни людей.
Несмотря на то, что процедура обращения за защитой в таких случаях весьма долгая, ведь одним из критериев обращения с жалобой является исчерпание всех способов защиты на родине, тем не менее, итоговое решение органа в любом случае вынуждает государство тем или иным органом реагировать на проблему и пояснять свою позицию в отношении возникшей спорной ситуации».
В ответ на жалобу банк начинает проводить ряд мероприятий, и они завершаются тогда, когда сторонам спора удаётся достигнуть договорённости об устранении указанных в жалобе проблем или в том случае, когда договориться об устранении проблем становится очевидно невозможно.
Если после того, как процесс проверки завершён, эксперт приходит к выводу, что положения соответствующих директивных документов соблюдены, производство по жалобе закрывается. Однако если эксперт придет к выводу о том, что положения соответствующих директивных документов ЕБРР соблюдены не были, он предложит определенные меры для исправления ситуации.
«В свою очередь, менеджмент Банка подготовит План действий руководства с объяснением, каким образом эти рекомендации будут выполняться, – объясняет юристка. – Возможно, что План действий будет касаться исключительно предотвращения возникновения аналогичных проблем в будущих проектах и не будет содержать мер, предназначенных для устранения проблемы, указанной непосредственно в жалобе. Но замечания из нее эксперт учтет при подготовке окончательного варианта своих рекомендаций. Окончательный вариант Отчета о проверке соблюдения установленных норм и рекомендаций и План действий руководства вместе с замечаниями будут направлены в Совет директоров ЕБРР, который будет рассматривать План действий на предмет утверждения».
Дальше, по словам экспертки, Орган по рассмотрению жалоб будет осуществлять мониторинг дела, чтобы убедиться в том, что все договоренности, достигнутые в рамках мероприятий по разрешению проблем, выполнены, и что приняты все меры для устранения проблем. Орган будет публиковать открытые отчеты о дальнейших мерах до тех пор, пока не убедится, что в них более нет необходимости.
Наличие этих механизмов накладывает на государство своеобразную политическую ответственность, которая влияет на его имидж на международной арене. Следовательно, в интересах государства не допускать нарушений и наиболее полно придерживаться данных рекомендаций.
«К сожалению, довольно часто даже люди с высшим образованием не знают, как защитить свои права, и власти не заинтересованы в правовом ликбезе населения, – говорит Милач. – Если граждане будут считать это неэффективным и не будут доверять таким процедурам, то и государство может расслабиться при исполнении взятых на себя международных обязательств. А такие жалобы помогают оставаться ему «в тонусе». Это, в свою очередь, рано или поздно должно заставить отечественных судей по-новому взглянуть на сложившуюся ситуацию и действовать в соотвествии с т.н. human rights-based approach (подходом, основанным на правах человека). Помимо этого использование подобных механизмов помогает выявить недостатки в системе защиты прав человека внутри страны».
Реальный кейс – Минскводоканал и иловые пруды
После неудачной переписки с Минскводоканалом о модернизации производства общественная кампания «Иловые пруды под контролем» обратилась с вопросами в офис ЕБРР в Лондоне. По словам участницы кампании Алины Бардашун, водоканал только отправлял отписки во вопросам модернизации и не отвечал на вопросы по сути, нарушая тем самым один из важнейших принципов ЕБРР – прозрачность действий. А вот общение с предствительницей банка было вполне продуктивным – в течение 20 дней она по существу и полно ответила на все интересующие вопросы.
Например, она пояснила, что в рамках проекта ЕБРР Минскводоканал разработает и реализует Stakeholder Engagement Plan (План по взаимодействию с заинтересованными сторонами (ПВЗС)), в рамках которого предполагается раскрытие информации, связанной с проектом и деятельностью Минскводоканала. Поддержка и разработка ПВЗС будет проводиться консультантом по корпоративному развитию, которого выберут в результате открытого международного тендера.
Также у кампании был вопрос, почему общественность по-прежнему не получила документ, в котором было бы подробно описано сравнение альтернативных технологий модернизации очистных сооружений, хоть ЕБРР и Водоканал постоянно на него ссылаются. Ответ был следующий: «Требуемая информация будет раскрыта после завершения доработки документов, которая возникла ввиду плюрализма мнений по вариантам альтернативных технологий модернизации очистных сооружений (и принимая во внимание, в том числе, Ваше мнение, отраженное в нескольких обращениях). Консультант по поддержке ГРП по Проекту будет участвовать в процессе доработки. Информация будет раскрыта Водоканалом, когда доработка будет завершена».
Потенциальный кейс – строительство водного пути Е40
В мае 2019 года консалтинговая компания из Нидерландов начала исследование мнений по поводу строительства водного пути Е40 и технической основы для проекта. Исследование потенциала проекта заказал Европейский банк реконструкции и развития как потенциальный инвестор.
Тогда представители банка уточняли, что для ЕБРР очень важна оценка социального компонента, которая в Беларуси не является обязательной. Идея заключалась в том, чтобы описать будущий проект так, как его будут видеть пользователи. К сожалению, коалиция «Стоп Е40» не могла ознакомиться с документом, так как предварительное исследование было решено оставить только для служебного пользования.
Ольга Каскевич, национальная координаторка кампании «Стоп Е40», обращает внимание на то, что строительство водного пути напрямую затронет Припять, а эта река протекает в Беларуси через 11 особо охраняемых природных территорий и является важнейшим для Европы коридором миграции птиц.
В конце ноября в СМИ стали появляться сообщения о том, что Беларусь и Украина намерены обсудить строительство Е40. Коалиция «Стоп Е40» направила письмо в ЕБРР и приложила к нему экономическую оценку строительства и официальную позицию коалиции по вопросу. В официальном ответе банка указано, что в настоящий момент не принято решения о возможном вовлечении ЕБРР в финансирование строительства водного пути Е40: «Обращаем ваше внимание, что не было принято никакого решения о возможном участии ЕБРР в проекте водного пути E40. Поэтому мы не можем дать более подробные ответы на поставленные вами вопросы, поскольку масштабы и риски этого потенциального проекта еще не были оценены.
Если Банк перейдет к стадии технико-экономического обоснования, прежде чем принимать решение о том, будет ли ЕБРР финансировать проект, Банк проводит детальную процедуру надлежащей проверки в соответствии с разумными банковскими принципами и требует, чтобы потенциальные клиенты идентифицировали все потенциальные социальные и экологические последствия и разработали соответствующие планы по смягчению последствий в соответствии с экологической и социальной политикой Банка».
Таким образом, водный путь Е40 пока что остаётся потенциальным кейсом сотрудничества Беларуси и ЕБРР, но если он всё же станет реальным, у общественности есть механизмы коммуникации с банком и определённого контроля над ситуацией.