Суть ленд-арта
Ленд-арт – относительно новое направление в искусстве. Оно зародилось в 60-х годах ХХ века художниками из США. Это был своего рода вызов классическим канонам, рамкам музейных и галерейных площадок. Работы художников вышли за стены музеев и пришли к природе, связав ее с человеком. На ленд-арт повлияли такие направления, как минимализм, концептуализм и модернистские движения: неопластицизм и кубизм.
Большинство произведений ленд-арта создаётся на основе природного материала: веток, камней, травы, песка, частей растений, ракушек. Некоторые последователи этого искусства используют в основе работ металлические конструкции, но это уже отхождение от идеи чистого искусства, максимально приближенного к природе.
Суть ленд-арта в том, что работа выполняется для одного конкретного места, из материалов, которые характерны для него, и её невозможно транспортировать. В редких случаях произведения ленд-арта хранятся в музеях.
Вдохновением для творца могут послужить изменения в росте дерева или, к примеру, модуляции в рельефе. Это отправная точка, «корни работы». Каждый её элемент имеет свою продолжительность жизни. Ничто не вечно в этом мире: все уходит туда, откуда пришло. В ленд-арте мастер должен уметь отпускать свою работу, принимать и понимать, что со временем она разрушится и станет частью того ландшафта, в котором находится. Именно поэтому в чистом ленд-арте не используются каркасы, металлические крепления – их нет в природе, это чуждые для неё элементы. Мастера создают свои работы в сотворчестве с природой и результат – галерея работ прямо под открытым небом.
Художники Земли
Одним из ярчайших представителей движения ленд-арта был Роберт Смитсон, погибший во время работы над своим очередным объектом. Спиральный причал, созданный им на территории Большого Солёного озера в Северной Юте, считается одним из самых известных и масштабных проектов.
Среди выдающихся «художников Земли», как часто называют мастеров ленд-арта, такие мастера: Уолтер Де Мария, Энди Голдсуорси, Деннис Оппенхейм, Ненси Холт, Ричард Лонг, Христо.
Один из старейших и значимых в Европе фестиваль ленд-арта проходит в швейцарском городе Гринденвальд. В этом году он отметит своё 20-летие. Попасть на него можно по личному приглашению основателя фестиваля, флориста и преподавателя Питера Хесса. На фестиваль съезжаются мастера из разных стран мира. В этом году уже второй раз Беларусь в Гринденвальде будет представлять Ольга Гайдукевич. Многие ученики Питера Хесса проводят в различных городах и странах фестивали ленд-арта, продвигая и развивая направление.
Опыт Беларуси и Сочи
С каждым годом ленд-арт расширяет географию своих последователей и единомышленников. В Беларуси состоялся уже не один фестиваль ленд-арта, основанный на принципах отказа от любых искусственных материалов. Два из них прошли под руководством Питера Хесса.
Land Art Camp Belarus 2016 проходил на территории пикник-отеля «Экспедиция» в д. Плещеницы Логойского района. Land Art Camp Belarus 2017 разместился на территории оздоровительного комплекса «Ислочь-парк» в Воложинском районе Минской области. Фестивали собрали мастеров из Беларуси, Польши, России.
А в 2018 году на мировой карте фестивалей чистого ленд-арта появилась новая точка – Сочи. Здесь состоялся первый для города фестиваль ленд-арта, собравший участников из России, Беларуси, Японии и Молдовы.
Фестиваль организовали Борис Меняйлов и Борис Заславский – опытные мастера ленд-арта и ученики Питера Хесса. Для них обоих фестиваль в Сочи – это давняя мечта, которая воплотилась в жизнь. Они два раза принимали участие в фестивалях в Беларуси, а в этом году организовывали фестиваль в своем городе.
Беларусь в Сочи представляли Ольга и Надя Гайдукевич, Инна Фицнер, Лора Белобровик и Валерия Караульная, которые в составе трех разных команд создали свои неповторимые работы.
Чем шире география фестивалей, тем интереснее материал для работ, которые можно использовать для арт-объектов. В этой статье представлена подборка фото с фестивалей ленд-арта в Беларуси и Сочи. Ленд-арта, в котором не был использован даже грамм искусственного материала.