Прошерстив байнет, можно обнаружить проекты зооактивистов, собирающих деньги преимущественно на хосписы или приюты для брошенных собак и кошек.
В декабре лёд недоверия беларусов сломали и дикие животные – проект «Подари сове дом» орнитолога Дениса Кителя и руководителя отдела развития «Аховы птушак Бацькаўшчыны» (далее – АПБ) Карины Соловей буквально за пару дней собрал 4,6 тыс. рублей.
Зелёный портал узнал, почему удалось так быстро собрать деньги для сипух и есть ли шанс на успех в краудфандинге у зелёных проектов.
«У людей срабатывает эффект «добрых дел», когда хочется помочь беззащитным созданиям»
В конце прошлой недели на площадке «Улей» состоялся предрождественский бранч, на котором менеджеры беларусской краудплатформы рассказывали об успехах в 2018 году. В числе отмеченных проектов оказалась инициатива «Подари сове дом».
Ее авторы Денис Китель и Карина Соловей предложили собрать деньги на создание «сипушатников» - домиков для сов-сипух. Их численность в Беларуси никогда не была высокой из-за отсутствия приемлемых условий для гнездования – птица преимущественно селится близко к человеку: в старых парках, на чердаках.
Первоначально планировалось установить 20 домиков, но проект оказался настолько востребован, что количество гнездовий будет увеличено вдвое, а сбор средств пришлось досрочно останавливать.
«На самом деле мы не рассчитывали, что проект соберет нужную сумму так быстро, - признается во время беседы Карина Соловей. – Мы ставили срок около 30 дней, хотя сразу думали, что необходимо и все 45».
По словам представительницы АПБ, было несколько причин, почему проект оказался настолько результативен. Основная из них – это сами птицы и их внешний вид.
«Совы такие милые, они как котики в птичьем мире. К тому же мы запустили проект в предрождественское время, и у людей, возможно, срабатывает эффект «добрых дел», когда хочется помочь беззащитным созданиям. Плюс проект был внятно сформулирован – очень кратко и понятно описан – была ясна проблема и ее решение. Мы сразу описали, что уже сделали, какой у нас опыт и что предстоит с поддержкой спонсоров сделать. Немаловажную роль сыграло то, что в нашей команде есть Денис Китель – талантливый молодой орнитолог, известный в природоохранных кругах»
Всего проекту финансово помогло 180 человек. Среди них были как члены АПБ, так и обычные люди.
«Нам на руку сыграло роль то, что «Улей» специализируется на продуктовых проектах, а мы пришли с необычным проектом, природоохранным. До этого только зоозащитные организации ярко заявлялись. Что касается дикой природы – это пока незанятая ниша, поэтому она выстрелила».
У АПБ есть ряд инициатив помощи птицам, но помощь сипухам не входила в проектную деятельность организации, поэтому и решено было прибегнуть к народной помощи.
«Очень бы хотелось помочь этому виду, потому что эта была единственная известная пара птиц в Беларуси. Возможно их чуть больше, но нам пока известна только она. Тем не менее это очень важная тема и в будущем АПБ хотела бы реализовывать инициативы, которые не зависят от грантов и иностранной помощи. Поэтому мы решили в будущем делать то, что будет поддерживаться местными жителями».
Сейчас авторы заняты согласованием установкой совиных домиков в райисполкомах: брестском, малоритском, каменецком районах и пр., чтобы со стороны чиновников в будущем не возникли вопросы или претензии. И хотя наличие домиков теоретически может не привлечь сов к гнездованию, авторы проекта верят в лучшее.
«Учитывая, что у Дениса Кителя большой орнитологический опыт работ с совами, в том числе развешивания «сипушатников», я надеюсь, что у проекта есть большой процент вероятности успеха. Денис обнаружил погадки (комок непереваренной совой пищи – прим. ред.) сипухи в Малорите, так что есть надежда, что эти совы закрепятся в Беларуси».
Помимо своего проекта, представительница АПБ с оптимизмом смотрит на развитие белорусского краудфандинга в «зелёной» сфере.
«Для этого есть большой потенциал, но очень важно, как ты формулируешь проект, как доносишь его до потенциальных спонсоров. Всегда работают трогательные истории: исчезающие виды, последние пары. Проекты, в которые ты сам веришь и которые обладают действительно большой проблемой, которую может решить помощь каждого из нас. Я думаю, что они находят отклик в сердцах спонсоров. Поэтому важно, чтобы проект действительно обращал внимание на проблему и предлагал ее решение, или хотя бы уверенную попытку. А ещё авторам очень важно искренне верить в то, что запускаешь, гореть этим».
«Урбанистка у нас стоит в топе»
Впрочем, позитивный настрой авторов и бэкеров (людей, финансирующих проект – прим. ред.) далеко не всегда может помочь экологическим и зоозащитным проектам состояться. Например, идея Жанны Сащеко «Шанс на жизнь», тоже связанная с помощью диким птицам, не нашла поддержки у беларусов.
«Ребята не занимаются продвижением, к сожалению, - объясняет причину неудачи инициативы Алина Лисакович, менеджер проектов «Улья». – Для того, чтобы собирать деньги, нужно заявить о себе и сделать это в нужный момент и в нужном медиа-канале. У авторов сов, видимо, получилось это сделать, а у других – такое, возможно, не получается. Вероятно, они сделали акцент не на нужных моментах, не так подали информацию, рассказывают о помощи не тем людям, кому следовало».
Социальные проекты на краудплощадке входят в тройку по популярности, но среди них не так много проектов, ориентированных на улучшение экологии, комфорта городской среды, урбанистику.
«Таких проектов не так много в принципе. Самих проблем много, но для их решения должны найтись люди, которые захотят работать над эти. То ли они не пользуются механизмом краудфандинга, то ли выбирают другой путь. Возможно, у них появляется альтернатива в виде крупных спонсоров. Не все просто рассматривают краудфандинг как лучший механизм для поддержки, здесь есть специфика. У нас возмездное финансирование – за помощь нужно предлагать что-то людям взамен. Возможно, такой формат не всем социальным проектам подходит, поэтому они ищут другие пути получения необходимых средств».
При этом проекты, касающиеся развития города, интересная тема для белорусского краудфандинга.
«Говоря про направления развития, урбанистка у нас стоит в топе, мы бы хотели развивать его. Потому что сбор средств на литературу и так уже работает, а для других направлений нужно создавать условия, чтобы людям хотелось что-то делать».