28.03.2019 / 10:03

«Зелёное» движение всё ещё не так популярно в Беларуси,  как в странах Западной Европе, США и даже Азии.

Что мы в состоянии сделать для «зелёного» будущего своих детей? Что такое «зелёная»  косметика и какие требования сегодня предъявляются к экологичной упаковке? Как современные технологии позволяют минимизировать ущерб окружающей среде от производства?

Об этом и о многом другом в разговоре со Стивеном Ко, «зелёным» миссионером, главой и основателем известного тайваньского косметического бренда O’right (О'райт).

- Я знаю, что вы уже в четвертый раз в Беларуси?

- Вау! А вы не из КГБ? (смеется)

- Говорят, вы построили самый зелёный завод в мире, почему?

- Мы стремимся к тому, чтобы окружить себя зелёными продуктами – мы едим много зелени, вы выращиваем её в парках и лесах. И  я понял, что хочу использовать её в производстве. Но я начал задумываться над тем, что мало произвести экологичную продукцию – важно не навредить природе, когда будешь создавать продукт. Как можно произвести зелёную продукцию, если процесс производства не зелёный? Например, какой смысл производить экологически чистый продукт, если при его создании ты загрязняешь реки и озера? Тебе же потом это всё вернется с отравленной рыбой из океанов и рек или отравленными прастениями, загазованным воздухом.

Вас не пугают апокалиптические фото из мегаполисов, где даже дети вынуждены носить маски? Это наше будущее, если мы не изменим отношения к проблеме производства и нашего влияния на окружающую среду. Такая концепция губительна. Если мы говорим о зелёной продукции, то я убежден, что не только сама продукция должна быть зелёной, но и процесс производства должен быть зеленым.

- И как эта концепция реализуется на практике?

- Начнем с актуального для любого производства пункта – электроэнергия. У нас свои электростанции, которые работают от возобновляемых источников, ветра, воды и солнца. Очень важный момент, за которым мы постоянно следим, – потребление энергии. У нас стоят только энергосберегающие лампочки, а кондиционер включается только 20 дней в году, несмотря на то, что климатически у нас жарко (+35) и влажно. Мы специально конструировали здания наши таким образом, чтобы поддерживать комфортные условия круглый год при минимальном использовании ресурсов. Например, когда за окном +35, у нас 26 градусов, что вполне комфортно для сотрудников.

Кроме того, мы очень активно используем дождевую воду. Не позволяем ей пропадать. Ну и как я уже говорил, мы не загрязняем никак окружающую среду. В прошлом году нам удалось достичь уровня нулевого выброса СО2 в атмосферу, что подтверждено сертификатами. Пока в Тайвани мы единственная компания, которая достигла такого результата. И мы получили в 2018 году награду от тайваньского правительства за создание самого зелёного продукта. Сегодня мы проводим обучение других производств и компаний и передаем свой опыт.

- Мне кажется, что в Беларуси сегодня представить реализованной такую концепцию невозможно. Почему вы это делаете? Зачем?

-  Проблема экологии при современном развитии человечества в скором времени может стать для нас для всех проблемой номер один. Сегодня в Тайвани экологическая проблематика выходит на передний план, потому что касается каждого из нас. Экодвижение становится всё популярнее. Очень много молодежных организаций, которые занимаются этой проблемой. Не зря на Нобелевскую премию в этом году номинирована шведская школьница Грета Тунберг. 16-летняя школьница смогла обратить внимание к проблемам экологии по всему миру. Это фантастика, но это уже наша реальность. Наши дети всё больше задумываются над тем, что мы им оставим в наследство. И за что им придется расплачиваться. Я думаю, что нам тоже стоит задуматься над этим и начать с самого себя.

- Представление обычного человека о зелёной косметике приземленное – пошёл в поле, нарвал травок, отварил, помыл голову. Всё просто. Зачем нужны целые заводы для создания такой косметики?

- Давайте по порядку. Так можно, конечно, сделать. Но толку не будет. На самом деле, в траве, в растениях, в плодах очень много токсичных веществ. На них оседают все выхлопы машин, выбросы заводов, они питаются сточными водами, ведь всё, что оставляет после себя человек омывается дождём и идёт в грунтовые воды. И наша задача на производстве – обезопасить продукт, очистить его от вредных веществ.

Кроме того, не стоит забывать, что для создания некоторых экстрактов, эссенций и ингредиентов нам нужны тонны растений, чтобы получить всего одну небольшую баночку.

Дальше встаёт вопрос о том, чтобы кожа человека получила максимум полезных веществ из готового продукта. Ведь если вы просто помоете голову отваром крапивы, то эффект будет минимальный, почти такой же, как если помыть водой. А мы же добиваемся проникновения веществ, стремимся внести в состав ингредиенты, которые помогут проникнуть глубже поверхностного слоя. Только так можно получить результат.

- Сейчас модно приобретать hand made косметику. Ей можно доверять?

- Давайте честно говорить, что вы не идёте к шаманам, чтобы вылечить аппендицит, мы все обращаемся за помощью к специалистам. То же самое работает и здесь. Сегодня у меня спросили про натуральное мыло и что считать натуральным  мылом. Так вот не бывает натурального мыла вообще. Это промышленно созданный продукт, который всё равно оказывает химическое воздействие на кожу, высушивая её. По сути мылом можно мыть только ладони, а тыльную сторону – нет. Но это невозможно. Так вот производители крупные обязательно учитывают такие нюансы и лабораторно всё испытывают, находят пропорции и создают безопасный продукт.

Я не уверен, что дома вы можете себе позволить такой уровень тестирования, да и кустарные производители тоже. То есть я о том, что можно создать абсолютно экологичный продукт, но он не будет безопасным, он может нанести больше вреда. И если мы говорим о промышленном производстве, то это разработки учёных, исследования, тестирования, прохождения сертификаций. Только в таких условиях есть хоть какие-то гарантии безопасности.

Что ещё нужно понимать. Когда вы делаете косметику дома, вы не можете произвести её в стерильных условиях, в любом случае туда будут попадать какие-то внешние загрязнения. И это всё потом попадает на кожу лица, тела, рук. А на заводах зачастую создаются абсолютно стерильные условия. Например, у нас, чтобы попасть в цех нужно пройти два этапа дезинфекции, люди работают в специальных костюмах, в масках на лице, чтобы ничего вредного не попало в готовые продукты.

Кроме того, внутри завода поддерживается более высокое давление, контролируется влажность и температура, чтобы внешние загрязнения не попали внутрь здания. Мы изучаем количество микроорганизмов на кубометр воздуха внутри здания. Вас удивит, но мы контролируем такие мелочи, как пол в цеху или материал, из которого сделаны костюмы рабочих. Важно всё.

Знаете, у нас есть такой анекдот. У девушки спрашивают, почему ты забеременела, разве ты не знаешь о контрацепции. Она отвечает: «Конечно, я знаю, каждый день мазалась – не помогает!» То есть даже самый лучший продукт теряет смысл при некачественном использовании.

- Продукт натуральный, травки насобирали, сделали. Почему ж так дорого?

- Хороший вопрос. Начнём издалека. Во-первых, пользуясь хорошей косметикой вы экономите. На лекарствах, лечении, косметологе, инъекциях. Тут вопрос приоритетов в долгосрочной перспективе, так как воздействие тех же гормонов из косметики вряд ли пройдёт мимо.

Второе – воздействие на окружающую среду. Люди мало задумываются о том, что именно они сливают в ванной с себя в грунтовые воды. Вы поймите: нельзя заботиться о себе, но не думать об окружающей среде. Если мы не начнём думать о природе, то она нас и погубит. Ну и дальше мы возвращаемся к уже поднятой теме. Можно с ног до головы облиться отваром кофе или крапивы, но в этом нет смысла, а можно использовать достижения ученых, подключить лаборатории. Но это уже дорогой путь развития.

А если пойти ещё дальше, как это делаем мы, то можно выращивать сырьё самостоятельно в экологически чистых районах, но тогда труд рабочих, процесс ухода, сбора, производства – это всё отражается на стоимости. Всё стоит денег, забота о себе тоже. И вы понимаете, что если в одной травинке вредных веществ от проложенной рядом трассы или завода не так много, то в тонне травы, которую мы используем для экстракта, уже будет огромное количество, потому, безусловно, важно, где выращивалось сырье, насколько оно качественное и чистое.

- Вся ли косметика с пометкой эко действительно полезна?

- Мы на всей своей продукции пишем, какой процент натуральности в составе данного продукта. Почему не 100 процентов, например, в этой бутылке? Потому что невозможно сделать массовый продукт на 100% натуральным. Потому что косметика, которую производят из исключительно натуральных ингредиентов, непригодна уже через два-три дня. Поэтому в состав любого косметического средства будет входить консервант.

- Чего не должно быть в составе косметических средств? Чего избегать?

- У нас в компании мы придерживаемся концепции восьми «нет». Нет парабенов, сульфатов, гормонов, красителей, формальдегида, окиси этилена, фталатов и загустителей. Например, сульфаты очень вредны для кожи, но на этом их вредность не заканчивается. Когда человек смывает эти вещества в канализацию, они попадают в воду, в реку, а потом отравляет рыбу, которую мы потребляем. Эти вещества вызывают рак.

Или загустители. Благодаря своей консистенции и отсутствию вяжущих средств, наш шампунь, например, быстрее смывается, что позволяет сэкономить до 30% потребления воды.

Косметика не должна тестироваться на животных. Попадая в канализацию, наш шампунь разлагается практически полностью за 28 дней. Наши бутылки состоят из безопасного растительного сырья, разлагаются в течение 12 месяцев, а на дне бутылки в специальной капсуле хранятся семена дерева, которое прорастёт, если его посадить. Коробочки для упаковки делаются из переработанной бумаги, чтобы остановить вырубку лесов, а надписи на них наносятся с помощью соевых чернил, которые безопасны и не наносят вреда окружающей среде. Вот в этом мы видим смысл зеленого продукта – уважительное отношение ко всему живому.

Автор:
Фотограф:
Даниил Анохин
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость