Экспертизой будут заниматься не госорганы, а подчинённые Минприроды организации
«Изменения в Положении о порядке проведения общественной экологической экспертизы в основном необходимые и скорее положительные», — считает юрист ОО «Экодом» Григорий Фёдоров.
Они нужны, чтобы закрепить нововведения, которые появятся после вступления в силу нового Закона «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду». Согласно изменениям, вскоре госорганы уже не будут ей заниматься.
Экспертизу будут проводить организации, подчинённые Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси и имеющие в своём штате специалистов, прошедших подготовку по проведению государственной экологической экспертизы.
«Это необходимо было отразить в положении», — говорит Григорий. Документы вступят в силу одновременно — 22 января 2017 года.
Перечень объектов для экспертизы стал шире
Самым важным положительным изменением юрист считает расширение перечня объектов общественной экологической экспертизы. В него теперь, среди прочего, входит проектная документация на пользование недрами; на мобильные установки по использованию и (или) обезвреживанию отходов и (или) подготовке отходов к использованию, а также на мобильные установки для производства продукции.
Заключение так и не стало обязательным
«Осталась без изменений норма, регулирующая учёт заключения общественной экологической экспертизы. Заключение по-прежнему носит рекомендательный характер», — обращает внимание Григорий Фёдоров.
Получив результаты общественной экологической экспертизы вместе с остальным пакетом документов, государственные эксперты обязаны учесть выводы общественников, но не обязаны с ними соглашаться. Хотя, например, при обсуждении проекта свинофермы в Молодечненском районе с результатами частично согласились.
Экспертиза в градостроительстве теряет смысл?
«К сожалению, не изменилась неоднозначно понимаемая норма о непредставлении на общественную экологическую экспертизу информации, распространение и (или) представление которой ограничено или запрещено законодательством», — говорит Григорий.
Речь идёт не о государственной тайне. Зачастую общественности сложно получить доступ, например, к градостроительным проектам: по старой советской традиции их относят к информации для служебного пользования. Так случилось при попытке провести осенью общественную экологическую экспертизу проекта застройки Сельхозпосёлка.
По мнению представителя ОО «Экодом», в подобных случаях у граждан есть законные основания её получить:
«В положении указано, что инициатор общественной экологической экспертизы отвечает за сохранность полученной информации и не имеет права её разглашать. По нашему мнению, этой нормы достаточно для представления информации, которая не является государственной тайной, хотя и является ДСП. В противном случае право проведения экспертизы в отношении градостроительных проектов фактически превращается, как сейчас модно говорить, «в тыкву».
Зависимый специалист не может проводить экспертизу
«Не обошлось без курьёзов, — замечает юрист. — Во фразе “общественная экологическая экспертиза проводится специалистами, обладающими специальными знаниями” поменяли “специалистов” на “независимых специалистов”. Кто и каким образом будет определять степень “независимости” — вопрос, конечно, риторический».
Остаётся надежда, что не повторится опыт разработки ОВОС для предприятия в Пуховичском районе, когда внезапно оказалось, что директор фирмы по переработке опасных отходов и компании, сделавшей ОВОС, — одно и то же лицо.