30.06.2015 / 12:06

Помимо всего прочего, во время V Mеждународного летнего университета в БГУ обсудили и корпоративную социальную ответственность и право предприятий на благоприятную окружающую среду. 

Не только этика, но и юридический вопрос

Корпорации желают нести социальную ответственность и ответственность за окружающую среду, говорит Полин Абади, доцент (associate professor) права Университета Париж — Сюд, комментируя тему круглого стола, которая звучала как «Социальная ответственность предприятий и право на благоприятную окружающую среду». 

На англоязычной встрече были студенты из Минска, Баранович и Гродно, французского и немецкого университетов. Основой для дискуссии стала вводная лекция Полин и заранее подготовленные вопросы для обсуждения.

Ракурс круглого стола был связан с тем, что нарушаются права человека, если субъекты хозяйствования не придерживаются правил корпоративной социальной ответственности. В то же время в своей лекции Полин Абади сделала акцент на сугубо юридическом моменте: корпоративная социальная ответственность — это не только этика, но и понятие, которое затрагивает право.

Например, открыт вопрос о том, насколько своды правил корпораций, связанные с корпоративной социальной ответственностью, обязательны для самого субъекта и могут ли быть основанием для принятия судебного решения.

Регулируема законом, ожидаема инвесторами

Свою уверенность том, что на мировом уровне корпоративная социальная ответственность приветствуется, Полин подкрепляет примерами:

«Прежде всего, крупнейшие торговые школы, самые престижные во Франции и выпускающие будущих руководителей предприятий, имеют в программе обязательные занятия по социальной ответственности. Эта специальная программа по ответственности корпораций и правам человека существует потому, что есть спрос: бизнес-сфера заказывает таких руководителей», — отмечает она.

Кроме спроса Полин видит важной роль законодательства: по её мнению, как французские, так и европейские законы обязывают нести социальную ответственность.

«Крупные предприятия по закону обязаны сообщать своим акционерам о том, что они делают для окружающей среды, — поясняет эксперт. —  Это называется «внефинансовая отчётность». 

Последним фактором она назвала желание инвесторов видеть средства вложенными в дела, проведённые с умом и ответственностью, экологичные и этичные: «И крупные предприятия обязаны следовать этому желанию», — резюмирует она.

Когда охрана природы — не обязанность, а воля компании

«Тема социальной ответственности корпораций для Беларуси довольно нова», — оценивает ситуацию Диана Иванова, доцент юридического факультета БГУ и модератор круглого стола.

На глобальном уровне (например, в ООН), обсуждая эту тему, соотносят ответственность бизнеса и некоторые права человека. Если говорить о праве человека на благоприятную окружающую среду, то действия предприятий, связанные с ним, «у нас регламентируются законодательством, и его несоблюдение влечёт ответственность». «Сегодня речь шла об ином уровне регулирования — о заинтересованности бизнеса, в том числе для улучшения имиджа», — рассказывает Диана.

Уровень фирмы, желающей быть социально ответственной, может быть любой, но крупной проще потратить часть денег, заведомо не ожидая прибыли.

Природа может стать правовой фикцией

Сейчас понятие социальной ответственности больше этическое, а не правовое, и изменить это могут юристы, решая, казалось бы, малозначимые вопросы. Один из них касается понятия «природа».

Согласно предложениям специалистов, понятие «природа» могло бы стать на один уровень с понятием «юридическое лицо».

«В теории есть мнение о том, что природу можно было бы признать субъектом права, который может защищаться», — поясняет Диана. Транслятором интересов природы мог бы выступать человек, поскольку обсуждая её защиту, мы часто имеем в виду право людей на благоприятную окружающую среду.

Такой подход делает образ природы более одухотворённым. Похожий взгляд есть и на животных, в противоположность распространённому видению их как имущества человека.

«Юристам проще написать, что кто-то не должен вредить природе, потому что природа тоже субъект права, как и юрлицо, а не потому, что так написано в международных конвенциях», —  говорит модератор и поясняет: многие придерживаются теории, согласно которой юридическое лицо как таковое не существует и является правовой фикцией. Они предлагают создать аналогичную правовую фикцию под названием «природа».

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: От ГМО до спонсорства политики по климату — о чём дискутировали в рамках V Mеждународного летнего университета

Автор:
Фотограф:
Анна Волынец
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость