Нас должен интересовать не показатель, а его динамика
Беларусь хочет стоять вплотную к развитым странам по своей энергоэффективности. Уже два года подряд представители Госкомитета по стандартизации подчёркивают, что по одному из показателей – энергоёмкости ВВП – мы на уровне Канады и Финляндии.
Аналогию провёл председатель Государственного комитета по стандартизации на пресс-конференции БЕЛТА в августе, практически процитировав госпрограмму «Энергосбережение» на 2016-2020 годы.
Энергоёмкость ВВП – один из целевых показателей в реализации госпрограммы. Что же стоит за этим термином?
«Это означает, что на единицу выпускаемой продукции у нас тратят такое же количество энергии, как в Финляндии и Канаде, – поясняет Дмитрий Бурёнкин, руководитель энергетической программы Центра экологических решений. – Но по показателю нельзя судить об эффективности экономики в целом. Он может означать, что в стране проводятся энергоэффективные мероприятия. Нас должно интересовать не только то, сравнялись мы с кем-то или нет, а изменение показателя за последние годы».
Показатель рассчитывается как отношение валового потребления топливно-энергетических ресурсов к валовому внутреннему продукту (т.е. сколько уходит энергии на то, что мы производим). Единица измерения –тонн нефтяного эквивалента на $1 тыс. ВВП по паритету покупательной способности и в ценах 2010 года.
Госпрограмма: Беларусь обогнала соседей, но не достигла мирового уровня
Ссылаясь на данные Международного энергетического агентства, чиновники говорят, что с 1990 года энергоёмкость ВВП в Беларуси снизилась в 3,3 раза. За такой же период в других постсоветских странах СССР она снизилась в 2 раза, в России – в 1,5. В 2014 году фактическая энергоемкость валового внутреннего продукта Беларуси составляла 0,17 нефтяного эквивалента на $1 тыс. ВВП.
По данным Белстата, в 2015 году энергоёмкость ВВП по отношению к 2005 году уменьшилась и составила 65,4%. В планах чиновников дальшейнее снижение: к 2021 году энергоёмкость ВВП должна упасть не менее чем на 2% к уровню 2015 года, как указано в госпрограмме.
В то же время энергоёмкость ВВП Беларуси в 1,5 раза выше, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и в 1,2 раза выше мирового уровня. Об этом сообщает госпрограмма со ссылкой на данные Международного энергетического агентства (International Energy Agency), работающего в рамках ОЭСР.
Международные эксперты: слабое место – старая инфраструктура
Агентство собирает информацию об энергетическом рынке своих 29 стран-членов и рынке иных стран. В том числе организация провела экспериментальное исследование по оценке экологически чистой энергетики в Беларуси.
Текст занимает 79 страниц и вышел в июне 2016 года. Исследователи фиксируют: один из приоритетов Беларуси – достижение энергетической независимости от России, а самое слабое место – неэффективная советская инфраструктура и недостаточные инвестиции в энергетику.
«Беларусь может сделать энергетику устойчивее путем дальнейшего развития своих крупнейших внутренних энергоресурсов – возобновляемых источников энергии, – пишет Пол Саймонс, заместитель исполнительного директора агентства. – Что касается энергоэффективности, то Беларусь добилась значительного прогресса. Но, как и многие страны в регионе, она опирается на устаревшую инфраструктуру. Используя энергоэффективные технологии, Беларусь имеет возможность «перескакивать» энергоемкие фазы развития, используя улучшенные технологии».
Учёные из НАН советуют наращивать ВВП
Беларусь пока не приблизилась к Канаде и Финляндии по энергоэффективности, уверены учёные из Института экономики Академии наук.
«Беларусь с Финляндией и Канадой близки по энергоёмкости ВВП, однако наша страна значительно отстаёт от них по остальным составляющим энергоэффективности», – пишет коллектив авторов в книге «Энергоэффективность экономики Беларуси», вышедшей в 2016 году.
Речь о таких показателях как энерго- и электровооружённость экономики, удельное потребление ТЭР и электроэнергии на душу населения. Несколько ближе позиции Беларуси с Финляндией по выбросам углекислого газа на душу населения, а с Канадой – по углеродоёмкости ВВП.
Авторы также уверены: государственной политикой должно стать не только снижение объёмов потребления ТЭР, но и более активный рост ВВП.
Данные Белстата: экономика растёт, но неуверенно
Среди стран СНГ, на фоне которых Беларусь сделала успехи в снижении энергоёмкости, она третья по росту ВВП на душу населения (согласно анализу данных за 2014 год, сделанному Белстатом).
Но ВВП Канады растёт всё равно быстрее, чем наш, и даже быстрее ВВП США: в 1 квартале 2017 года он увеличился на 4%, годовой рост ожидается на уровне 2,3%. Увидеть разницу между экономиками можно также по данным о ВВП на душу населения (Белстат, 2014):
- Беларусь – 18.773 $ на душу населения;
- Канада – 44.946 $
- Финляндия – 41.482 $
По уровню ВВП на душу населения долларов США Беларусь в 2014 году была ближе всего к Мексике и Турции.
В 2017 году для Беларуси Европейский банк реконструкции и развития прогнозировал рецессию 0,5% (т.е. уменьшение ВВП). Обнадёживает, что пока Белстат фиксирует рост ВВП на 1,1% за шесть месяцев (впервые за последние пару лет).
Мы экономим ТЭР, но вместо солнца и ветра используем дерево
Для уменьшения энергоёмкости ВВП в рамках госпрограммы чиновники хотят снизить потребление ТЭР. Это планируют делать, инвестировав в энергоэффективные технологии и оборудование. Речь идёт и об изменении структуры экономики (развитии менее энергоемких производств) и энергетики.
Валовое потребление ТЭР уже снизилось на 1,4% к уровню 2015 года. В 2016 году в Беларуси сэкономили 1 171,5 тыс. т условного топлива и, например, совершенствуют систему теплоснабжения жилых домов. Параллельно уменьшается перекрёстное субсидирование теплоснабжения.
Долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в потреблении ТЭР к 2020 году планируют увеличить до 6%, но повышающие коэффициенты на её покупку уже несколько раз уменьшались.
Это значит, что инвесторам всё сложнее заработать. А тем временем рынок ВИЭ растёт в основном за счёт древесного топлива – оно, согласно исследованию Представительства немецкой экономики, в 2016 году составило более 90% ВИЭ в Беларуси.
Мы по-прежнему балансируем между возобновляемой и атомной энергиями в силу экономических и политических противоречий. Может быть, когда-нибудь Беларусь и станет местной канадой или финляндией. Но пока процесс идёт небыстро.