Любовь беларусок и беларусов к природе вообще и к животным в частности просто неискоренима и найдёт способ проявиться в любой жизненной ситуации. После первых крупных протестных акций мы прославились тем, что не становились на газоны, сортировали мусор и вообще делали город чище. А потом на арену вышли животные. В частности – собачки.
Мем про собачку родился после провластного митинга, на котором люди кричали «За батьку!», но по какой-то причине это звучало как «собачку!». И понеслась.
Бессмысленный, беспощадный и полный иррациональной любви, лозунг «со-бач-ку!» по многу раз звучит на каждом воскресном марше. Собачка объединяет людей ничем не хуже классических лозунгов «Верым, можам, пераможам!» и «Жыве Беларусь!».
То ли мы все так влюбились в белого шпица, с которым как-то Лукашенко появился на экране, то ли просто любим всех собак без разбору. Почему мы среагировали именно так, и почему кричалка пошла в народ и так прижилась, не очень-то и важно. Куда важнее, как развиваются события.
А развиваются они следующим образом: некоторые люди берут собак с собой на марши и зарабатывают тем самым большую популярность в толпе, некоторые рисуют собак на плакатах и обыгрывают собачью тему в своих карнавальных костюмах. А случайные прохожие, которые оказались рядом с маршем, выгуливая своих псов, мгновенно становятся центром притяжения и внимания многотысячной толпы. И неважно, какой породы собака – мы не делим псов на правильных и неправильных.
Есть в этом всём какая-то нежность. Мы так любим животных, что ставим их в центр внимания даже на протестных акциях. Используем их образы в качестве глубинных метафор и просто чтобы развлечься. Они помогают нам маркировать окружающих как «своих» и «чужих», находить близких по духу людей и мгновенно превращаться из хаотичной толпы в организованную группу.
Собаки – не единственные животные, которым досталось особое внимание в этом протестном карнавале. Самого Лукашенко нередко называют тараканом и обыгрывают эту тему от всей души и с по-настоящему творческим подходом. То Лукашенко дарят тапки на день рождения, которые, по логике протестующих, должны спасти нас всех от него самого. То к его дворцу приносят фигуру огромного таракана – страшного и могущественного внешне и обычную марионетку по сути.
Мы такие люди – любим животных и маркируем всё общество с помощью их образов. «Мышь» - тихий и невзрачный человек, «крыса» – предатель, «лис» – хитрец, которому лучше не доверять, «курица» – невнимательный и глупый человек, и так далее и так далее.
Наверное, через животные образы мы лучше видим и понимаем мир. Ведь они предсказуемы и честны, и из волка не получится сделать овечку, которая станет участвовать в провластном митинге или будет ездить по городу в машине без номеров. Животные свободны от пропаганды, не обвиняют друг друга в продажности и не устраивают баталий на тему «сколько стоит совесть».
В конце концов, в животном мире есть чёткие правила, которые работают независимо от того, кто руководит страной и какие преступные приказы отдаются наверху. А в Беларуси – стране, которая десятилетиями существовала под лозунгами «хоть бы не было войны» и «зато у нас стабильность», сейчас идёт настоящая война власти с народом и нет ни малейшего намёка на стабильность.
С животными оно всё как-то проще и логичнее, что ли. И если Маяковский писал, что каждый из нас по-своему лошадь, то в условиях современной Беларуси каждый и каждая из нас по-своему собачка.
Гав-гав.