От дома соседки — рыси Мурзук-Фин меня отделяет ручей в глубоком овраге и древний еловый лес на его берегу. Низовье ручья сейчас, после заполнения водохранилища Полоцкой ГЭС, превратилось в затоку Западной Двины и обрело новую красоту. Дремучую какую-то, таёжную.
Рядом растёт лес. Он очень старый и небольшой по площади, гектара 3-4. С «защитниками»-лесниками он не знаком: пила здесь почти не ходила, поэтому лес многоярусный. Есть ели-гиганты и сосны возрастом 150 и более лет, встречаются и плодовитые заросли орешника, ракиты, берёза, ольха, рябина и прочие. Но в основном лес еловый, тёмный, и в нём лежит много упавших деревьев.
Тут много интересного.
Во-первых, археологи нашли в этом лесу 3 кургана XII века, а на нижней террасе у Двины обнаружена стоянка купцов-путешественников из варяг в греки с этой же датировкой (в земле находят много керамики). Курганы, конечно, просели и давным-давно разграблены, но похоронены в них непростые люди. В самый большой курган насыпано столько земли, сколько и два десятка КамАЗов за раз не привезут.
Во-вторых, в нём есть участок, прямо на берегу ручья, где на половине гектара я насчитал 7 муравейников. Огромных, с многолетней историей. В том числе есть трёхглавый муравейник (или три муравейника?) между двумя елями.
На фото он разрыт кабанами, что происходит каждую весну. А к середине лета будут восстановлены все три «здания». Я наблюдаю это сооружение уже много лет. Чтобы был понятен его размер, скажу, что ель слева имеет диаметр больше, чем 2 обхвата на высоте плеч взрослого человека.
Сонные мурашки вылазят на солнце и ликвидируют кабанье свинство. Вот уж, наверное, матерятся по-своему. :)
И всё-таки очень интересно: в трёхглавом муравейнике живёт одна семья или три «братских народа»? Если одна, то почему он трёхглавый? А если народы, тогда почему они не воюют, ведь известно, что братские народы должны воевать, по-братски? И как работает таможня? Шенген?
Скоро вся земля окрасится здесь в фиолетовый цвет печеночницей, а пока она в бутонах. Только самые смелые цветочки уже распустились.
Без неустанной заботы человека о лесе всё-таки деревья жить могут. И хорошо живут. Вот ведь какие плодовитые.