Есть ли у животных права?
«Главный аргумент против – в отличие от людей, животные не осознают свои права и не могут заявить о них, – начинает Людмила Логиновская, основательница Центра этичного отношения к природе. Лекция прошла 4 октября во Дворце детей и молодёжи в Минске. – Но права у них есть, как и у младенцев, которые тоже этого сделать не могут. Право принадлежит тому, кто им пользуется, а не тому, кто изъявляет волю».
Речь идёт как о юридических, так и о естественных правах. Из естественных, неотъемлемых – право на жизнь и естественную среду обитания, защиту от страданий по вине человека, на доступ к необходимой для жизни доле земных благ и право на защиту законом.
Закона нет и, возможно, не надо
Если провести аналогию с правами человека, то юридические права должны помогать в реализации неотъемлемых. С одной стороны, здесь всё не очень хорошо.
Профильное законодательство об охране животных затрагивает лишь незначительную их часть: права диких животных и находящихся в неволе. Частично права регулируются законом «О ветеринарной деятельности», но там речь идёт скорее об обязанностях владельцев, чем о правах питомцев.
С другой стороны – неясно, как сделать лучше. Комплексного закона для защиты прав животных в Беларуси нет, хотя работа над ним идёт уже 15 лет.
«Неизвестно, улучит ли его появление ситуацию животных», – сомневается Людмила. Такое мнение было на слуху и в 2015 году, когда проект закона в четвёртый раз отправился на рассмотрение в Палату представителей.
Разработчиком выступило Министерство ЖКХ. Тогда же, в 2015 году, его представительница усомнилась, что его скоро примут: «Ему до Палаты представителей как до Луны».
Ответственность: закон предусматривает арест, но дают штрафы
Права животных также регулируются отдельными статьями уголовного и административного кодексов.
«Административная статья предполагает наказание в виде предупреждения или штрафа, а уголовная – более тяжёлое, в виде ареста», – объясняет Анастасия Жаврид, директор центра по защите домашних животных «Анималекс».
– Уголовную ответственность могут нести люди, которые издеваются на животным злонамеренно – специально и делая это так, чтобы люди вокруг узнали. Но это трудно доказать».
Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными предусмотрена статьёй 339.1 УК РБ с 2015 года. Тогда же сотрудники милиции получили право составлять протоколы об административном правонарушении за подобные действия (ранее это могла делать только городская администрация).
«До сих пор считается, что максимальное наказание – несколько базовых величин, хотя для меня даже по некоторым публикациям в прессе очевидно, что человек может нести уголовную ответственность, – продолжает юрист. – Мы сейчас стали на путь, который Европа прошла лет 50 назад: уже сами люди обращаются в милицию и знат, что сказать, чтобы их заявление приняли.
Они не останавливаются, если слышат отказ. Ведь от момента появления уголовной статьи (в 2015 году - ред) первые пол года милиция разворачивала людей. Мы ходили с такими обращающимися, объясняя, что исполнители обязаны работать по этой статье».
Бездомные животные и стерилизация
Гуманность в отношении животных для Беларуси не норма. Те, кто защищает идею благополучия животных, допускает их эксплуатацию, но стремится улучшить существующие условия. Сторонники защиты прав животных уверены, что даже производить молоко – уже эксплуатация.
По мнению специалистов, в мире права животных нарушаются в пушном звероводстве и интенсивном животноводстве, в цирках, в лабораториях при опытах, страдают и те, кто просто оказался без дома.
Ссылаясь на данные общественного объединения защиты животных "Зоссвет", Центр этичного отношения к природе сообщает: в стране ежегодно отлавливают и уничтожают не менее 70 тысяч бездомных животных.
В Европейских странах проблема бездомных животных решается путем стерилизации домашних питомцев. В Австрии, например, уличных животных нет или практически нет.
По словам Людмилы Логиновской, люди из Австрии специально ездят в Грецию, чтобы взять из приюта бездомное животное.
Цветной песец
В мире ежегодно выращивают и убивают более 100 миллионов пушных животных ради использования их меха, чаще всего для отделки капюшонов и воротников. Всё больше становится покрашенных, уже не так напоминающих живых животных.
«Помню, когда мне было 15 лет, у меня была куртка с меховым воротником, – говорит лектор. – Я думала, что это красиво, воротник не ассоциировался с убитым животным В прошлом году, съездив в Финляндию, я не увидела ни одного человека, который ходил бы в натуральном мехе».
Свинья не ходит гулять
Очень привычно мясо в магазинах, но не все представляют, как существует животное, пока не стало мясом.
«Жаль, что на ферме коровка или свинья не выглядит так, как в рекламе, – говорит Людмила. – Чрезмерное потребление продуктов животного происхождения привело к созданию интенсивного животноводства, когда во главу ставится получение прибыли при полном пренебрежении потребностями животных»
Виварий: опыты на щенках
Не все знают, что в Беларуси до сих пор ставят опыты на животных.
«Виварии и эксперименты вообще запретная тема, – говорит юрист Анастасия Жаврид. – Виварий в БГМУ – место, где содержат животных для экспериментов. В основном это собачки в ужасных условиях. В 2009 году я спасла оттуда пару щенков, но больше не попадала туда».
В Беларуси до сих пор разрешены капканы, хотя в некоторых странах ЕС они запрещены с 1982 года. Капкан не выбирает, кто в него попадёт: это может быть и животное из Красной книги. Выхода у попавшегося два: или отгрызть себе лапу и сбежать, или дождаться охотника.
Не очень сладко животным и в цирке.
«Волю дикого животного подавляют полностью. Вы видите – Мишка танцует. Ах, какой умный Мишка! Но на самом деле его ставят на раскалённую пластинку и включают музыку, пока мишка не выучит: при музыке надо перебирать лапами. Этот мишка сидит в клетке 90% времени а 10% его морят голодом и избивают», – говорит представительница Центра этичного отношения к животным.
Из той же области проблема дельфинариев.
«Изменения могут начаться с просвещения»
«Человек настолько подчинил себе животный мир, что не может без этого обойтись, на какую сферу не посмотри», – заканчивает лектор.
«Все проблемы, о которых рассказала Людмила, считаются в беларусском обществе нерешаемыми, – говорит Анастасия. – Для Центра Анималекс мы выбрали сосредоточиться на просвещении и защите прав котов и собак».