«А нечего есть, всё что движется! Дикари эти китайцы...», - читаю я очередной расистский комментарий под очередной статьёй о коронавирусе. Казалось бы, когда вспышка в Китае поутихла, а вирус стал распространяться по вполне богатым и «цивилизованным» странам, расистам стоило заметить нелогичность своего подхода.
Но нет, шовинизм логикой не победить. Людей, внешне похожих на китайцев, дискриминировать можно, потому что это и не дискриминация вовсе, а «называние вещей своими именами», а вот предвзято относиться к белым никак нельзя. А нас то за что?
Да как минимум за непрожаренные стейки, карпаччо, тар-тар и сверчков, которых в странах первого мира называют едой будущего! Нет, серьёзно: как так получается, что есть летучих мышей и крыс – это дикость несусветная, но хорошо прожаренный стейк при этом считается проявлением дурного тона?
Очевидно же, что дело не в пищевых предпочтениях, а в нетерпимости к условным Другим. Всё, что делают Свои – это норма или, на крайний случай, пикантная культурная особенность, придающая им (нам) какую-то изюминку. А вот то, что делают Другие – это дикость и варварство. Так что и жалеть этих китайцев нечего – они сами во всё виноваты. И вообще, границы от них лучше закрыть, пусть там хоть друг друга едят, а к нормальным людям нос не суют.
А мы тут будем продолжать заказывать непрожаренные стейки и есть сырую рубленую говядину, перемешанную с сырым куриным яйцом (привет, сальмонелла!) и рассуждать об изысканной кухне, уплетая очередную порцию карпаччо. Конечно, мы ведь не какие-то дикари, чтобы есть летучих мышей!
Нам хватает привычных кур, коров и свиней. Ну, иногда ещё можно съесть кролика или утку. А если съездить на специальную ферму, то есть возможность попробовать и мясо страуса. А что в этом такого?
И всё-таки не очень понятно, почему есть прожаренную собачатину – это ужас и признак умственной отсталости, а свиные рёбрышки в медово-имбирном соусе – прекрасная идея для ужина в семье доктора наук. Паразиты могут быть и там, и там. Можно, конечно, попытаться объяснить разницу в восприятии тем, что о рационе фермерской свиньи известно всё, а о еде и болезнях уличной собаки – вообще ничего. Но идея открыть собачью скотобойню тоже упирается в реакцию «это дикость, как до такого можно додуматься?».
Но мы же как-то додумались до свиноферм и до того, чтобы пить коровье и козье молоко! Едим куриные яйца (часто не полностью приготовленные), самих куриц, - и не считаем в большинстве своём это чем-то зазорным. А на страусиные фермы возим детей на экскурсии. Может, и на более привычные скотобойни со временем будем возить. Раскроем, так сказать, туристический потенциал отдельно взятых мест!
Мы разделили животных на компаньонов и еду и воспринимаем это как норму. Но когда другие делают фактически то же самое, но в список «еда» у них опадает больше видов или просто другие виды животных, то мы в лучшем случае просто брезгливо морщимся. В худшем – желаем мучений и смерти всем, кто «всякую гадость в рот пихает».
Это ж всем понятно, что летучая мышь на рынке в китайском городе – это ужас, а лось в беларусском лесу – источник экологически чистого мяса. Мы смеёмся с новости о том, в Ухани заново открыли рынок, где торгуют мясом разных животных, и напрочь забываем, что Беларусь активно приглашает в гости охотников и рекламирует блюда из дичи как возможность погрузиться в нашу традиционную культуру.
Эта непоследовательность настолько банальна, что даже не удивляет. Мы видим чужие соринки, не замечаем свои брёвна и уверены, что коронавирус поразил мир из-за ужасной глупости и нецивилизованности китайцев. Хотя на самом деле им просто не повезло. А вот нам с нашими непрожаренными стейками и лосиными рёбрами очень и очень везёт. Пока что.
Поживём – увидим. Но это, как говорится, не точно.