Константин Сперанский – один из участников российской музыкальной реп-группы «Макулатура». Вместе с другим участником, Евгением Алехиным, Костя несколько лет назад стал веганом. Несмотря на то, что уже несколько лет Костя профессионально занимается боксом, отсутствие в рационе мяса никак не повредило в спорте.
В своих текстах «Макулатура» упоминают веганские блюда – фалафель, винегрет, котлеты из чечевицы. В одном из интервью Костя сказал, что его коллега по цеху считает, что веганами должны быть все.
С этого вопроса мы и начали наш разговор, но так уж получилось, что он перешел в другое русло – к личной жизни, отношения к вещам, философии и радикальному веганству.
«Не считаю, что каждый человек должен быть веганом, но в современном мире это наиболее простой способ не иметь отношения к мясному конвейеру. Меня к веганству привело любопытство. Впрочем, сейчас я нахожусь в Сибири и понимаю, что здесь нет никакой инфраструктуры, чтобы поддерживать нормальное питание при веганстве. Для этого надо проводить по два часа на кухне, поэтому я, например, временно стал есть яйца.
Так что технически я прокололся. В принципе, если меня за это отпишет вег-сообщество, я буду только рад, потому что не хочу быть рупором чего бы то ни было. Не могу сказать, что к веганству меня привело этичное отношение к животным. Скорее нет, чем да. Более того, я считаю, что животных убивать можно, но ответственность за это должна быть индивидуальной. То есть я не против охоты на животных, я против индустрии.
Многие считают веганство скорее философией, нежели образом жизни. Я не знаю, философия всё-таки подразумевает не только этику, но и вопросы познания. Веганство иногда подменяют религией, по типу нью-эйдж, и таких людей сразу видно — они не готовы к диалогу, они прочно связывают свою этику с соображениями метафизического порядка, это нормально, просто не мой случай. На меня, к примеру, очень повлияла книга «Мясо для слабаков» Джона Джозефа, но это наверное и потому, что больше никакие книги, касающиеся веганства, я не читал.
Мои любимые веганские блюда: том-ям, лазанья, тофу-стейк, сэндвичи в нори из риса, печёная картошка. Вообще, люблю скорее простую кухню: картошка, соевое мясо, чечевица, бобы, тофу, салат с нутом. Моя мама не ест мясо, но ест яйца и рыбу. Она не сильно утруждает себя в смысле кулинарии и питается очень по-скромному, ест в основном гречку и яйцо, по праздниками рыбу.
Случалось, что меня пытались убедить, что веганство и спорт несовместимы. Но сейчас уже этим никого не удивишь. Разве что в Кемерово и в Петербурге, в одном зале слышал фразу, мол, уже даже ММА (смешанные боевые искусства – ред.) преподает тренер-веган и никто не разевает рты. Мне всегда трудно завести разговор с посторонними, особенно спортсменами. Но когда им говоришь, мол, а я-то мяса не ем! Они сразу начинают охать, и тягостного молчания по дороге из зала до метра удается избежать.
Ты написала, что столкнулась в жизни с тем, что веганы хотят отношений только с веганами. Лично я не вижу проблемы в том, чтобы встречаться с невеганкой, это даже лучше. Потому что можно попробовать на нее повлиять своим примером, а если не получится – не беда.
Шубу, конечно, не подарю ей. Шубы в целом – это какой-то трэш. Сам я не ношу ни кожу, ни шерсть, ни мех. И мне сложно понять такой стиль. Ещё я не понимаю таксидермистов, брррр. Крайне редко покупаю себе одежду, сейчас вот думаю, что практика обмена вещами — очень хорошая и надо её развивать. В идеале сам хотел бы одеваться в секондах, но, к сожалению, нет терпения копаться в вещах.
Если возвращаться к веганству, я тот веган, который употребляет мёд. И не понимаю, когда вокруг этой темы крутится такое абсурдное мнение, как «эксплуатация насекомых». Думаю, что должен оставаться какой-то простор для манёвра, иначе мы, друзья, себя сами с невменяемой гуманистической улыбкой на губах заведём в газовые камеры и захлопнем дверцы.
Случается, люди просят совета, как отказаться от мяса, чем питаться в этом случае, я иногда даже отвечаю. Вообще, рецепт простой — если понимаешь, что можешь и хочешь что-то сделать, то делай.
Я никогда не практиковал фриганство. Уверен, что в России уничтожается много еды. Но думаю, что в этом отношении мы позади всего остального развитого мира, типа Европы или Штатов. Вообще, мне интересен радикализм во всех его проявлениях, но скорее с эстетической стороны, к радикальным веганам я отношусь так же, как к радикальному исламу. Это просто шум времени, иллюстрации к любому клипу хардкор-панк группы This is hell.
Каково мое отношение к животноводческим фермам? Хм, я тоже загрязняю природу, и мне кажется, что нужно быть скромнее и осмотреть сначала себя с ног до головы. Фермы – это, конечно, гнусность, как и магазины, где продукция этих ферм расфасована по полкам. Но еще раз хочу повторить, что в первую очередь сам против такого истерического активизма, мне это просто органически не близко. Это связано с моим личным пессимизмом — я не верю в солидарность, мне не нужны единомышленники и я не люблю себя чувствовать частью какого-то движения.
Вообще, экология всегда тесно связана с политикой. Но ведь это полный отстой, когда рубят леса ради того, чтобы там можно было быстрее прокатиться на автомобиле. Если честно, ненавижу автомобили. А больше автомобилей я ненавижу торговые центры — и это еще одно, ради чего могут порубить зелёные насаждения.
Скептически отношусь к самому понятию «солидарность», но всегда приятно видеть, как люди искренне объединяются против чего-то очевидно поганого, а именно — желания чиновника или богатого господина освоить территорию. Вообще, в вопросе активизма я не разбираюсь, но могу сказать одно — если какой активизм мне и близок, то это скорее эко-, а не в коем случае не арт- или политический активизмы.
Считаю ли себя эко-френдли? Ну я выкидываю пластиковые бутылки, предварительно их смяв, на всё остальное не хватает воли».