Правильный отбор полного метра
Фильм «Времена года» Жака Перрена и Жака Клюзо (Франция, 2016 год) — пожалуй, самая традиционная, классическая лента на тему защиты окружающей среды. Она снята безупречно, покоряет публику ясной формой, живописными видами европейских лесов с реконструкцией их первобытного состояния и картинами современного влияния деятельности человека и изменений климата. Тот факт, что в сердце древних лесов — Беловежская пуща и её зубры, делает внимание к французскому фильму ещё более пристальным и тёплым.
Картина «Ангел Азуль» режиссёра Марси Крават (США, 2014 год) — фильм неожиданный, и для беларусского зрителя даже смелый — по образам героев, способу их мышления и даже визуальной подаче.
Британский скульптор Джейсон Тейлор создаёт инсталляцию «Молчаливая эволюция» для подводного парка, объекты населяются кораллами и отвлекают внимание туристов от естественных коралловых рифов, которым грозит исчезновение. Это ведущий сюжет фильма. Параллельно развивается тема сточных вод и загрязнения океана, с конкретными примерами участия отельного бизнеса в этих процессах.
Джейсон Тейлор — не только художник, но и эколог, привлекающий в свой проект научную и экономическую экспертизу. Судьба этой инициативы на экзотических островах Карибского бассейна и Мексики, инфраструктура арт-интервенции — третья линия фильма. Все они непривычны для условного «массового зрителя», которого, казалось бы, мало волнует и экология, и современное искусство. Но фильм сделан так хорошо, так любопытно (как работает команда, что чувствуют живые люди, модели которых отливают в гипсе, как это всё выглядит на дне моря с водорослями, кораллами и рыбами), и так точно срабатывает эффект непредсказуемого, что зрители долго провожают фильм аплодисментами. Безошибочный выбор организаторов!
Наконец, третья полнометражная картина фестиваля — «Человек» (Франция, 2015 год). После прошлогоднего приезда режиссёра Яна Артюса-Бертрана, ажиотажа на кинопоказе его фильма «Дом» в сопровождении фотовыставки, ожидание документальной эпопеи «Человек» превышало, пожалуй, уровень каннских премьер: триумф был подготовлен.
Как всегда, без любимой аэросъёмки Бертран о планете не рассказывает. Но закономерно, что от проблем природы в своих ранних работах режиссёр пришёл к их связи с проблемами человека и, собственно, к человеку — панораме монологов, без вторых планов, без контекста. Ничего, кроме человека. Ничего, кроме того, что он чувствует и думает в данный момент времени. Много выразительных, фактурных портретов и по несколько слов от каждого персонажа. О жизни и смерти, о любви и агрессии. Идея этого фильма очень точно ложится на слова нашего нобелевского лауреата Светланы Алексиевич о том, «что происходит с человеком». И это «происходит» грандиозно. Более 2000 монологов записаны Бертраном в странах Азии, Африки, Латинской Америки (в Европе и Северной Америке, на мой взгляд, собеседников было гораздо меньше). По сути, это фильм-послание о гуманизме, о судьбе человеческого мира, которая нуждается в поддержке.
«Я мечтаю о чистой реке»
Заключительным аккордом программы стал вечер короткометражных фильмов — документальных и анимационных, подобранных столь же тщательно, как и полный метр. Каждый из них артистичен по-своему, и каждому находится место в широком зрительском понимании термина «экология». Рисованная и кукольная анимация, с музыкой и авторской речью оттеняет фильм-медитацию без единого звука. Почти забавные истории из жизни пчёл контрастируют с драматичной хроникой мексиканского города, где река превращена в сток для химических отходов. Промзона даёт жителям рабочие места и одновременно лишает жизни — тавтология звучит пафосно, но она подтверждена документально, статистика принята властями. Вот только меры по водоочистке слишком дороги для муниципалитета. Целый комплекс проблем города, включая прямые угрозы от корпораций в адрес активистов, увлекает зрителя в настоящую трагедию, в сопереживание.
А вся программа, конечно, предлагает и выходы из критических ситуаций, и стимулирует к экологически дружественному образу жизни, участию в «зелёном» движении.
Михаил Пархоменко, режиссёр фильма «Эстафета»: «Рано или поздно эта бомба взорвётся»
— Михаил, мне кажется, что экологическая проблематика сейчас буквально разлита в воздухе. И сложно вообще снять фильм, чтобы её там не было. Как вы оцениваете свой опыт: работу над «Эстафетой», участие в фестивале «Планетарий»?
— Да, отчасти это так. Но с другой стороны, в художественной форме непросто донести конкретную мысль, тем более что в экологии есть документальное кино — ВВС и других компаний, например, шикарнейшие «Времена года».
Учитывая, что «Эстафета» снималась в рамках экологического «Киноспринта» и теперь его показали на беларусском экологическом фестивале, это очень приятно. Таких фестивалей немного, и возможность показать фильм соотечественникам — вдвойне приятно. Люди были подготовлены заранее, знали, на что они идут, и было видно, что им интересно. Во время фильма многие смеялись, вообще хорошо реагировали, а потом не разошлись, как обычно, а остались на обсуждение — благодарили, завали вопросы.
В «Эстафете» мы хотели, чтобы экологическая тема была сквозной, и наши консультанты согласились с тем, что мы подошли к этим проблемам свободно. Хотя кто-то увидел и прямую метафору с экологическим кризисом: вроде пока всё тихо, но это бомба, рано или поздно взорвется, и мы все тут «хапанём».
В «зелёном» движении я не участвую, но это всё мне близко, иначе я не участвовал бы в проекте, не работал бы со всей командой практически на голом энтузиазме целых полгода. Это всё-таки большая часть моей жизни.
Когда мы готовились к съёмкам, Зелёная сеть приглашала очень много хороших специалистов. Для нас это была новая информация: вроде всё лежит на поверхности, но в обычной жизни мы от этого далеки. Помню, меня поразило, что вода, которая у нас используется для канализации, во многих странах считается чистой, то есть питьевого качества. А мы ведь о таких вещах не думаем!
Теперь, конечно, стал относиться к этому более осознанно. И вести себя более сознательно, опять же в рамках своего понимания. Сейчас есть несколько идей, мы планируем другую работу. Но появляется опыт, что-то откладывается в сознании, и хочется об этом говорить.
Анора Лангар, руководитель проекта «Планетарий»: «Мы думали, что придут активисты, а открыли новую аудиторию!»
— Анора, должна признаться: вы исполнили мою мечту! Я сама хотела сделать такой фестиваль, у него невероятный потенциал, и в мире снято огромное число потрясающих картин — красивых, тревожных, пророческих. О людях, о растениях и животных, о климате и об искусстве. Просто океан идей! Поздравляю вас: первый шаг сделан, и он очень удачный. А вопрос такой: что, кроме удовольствия от хорошей работы и даже эйфории при восторженных откликах зрителей, вы возьмёте с собой в завтрашний день? Какие есть фестивальные ориентиры? Какие перспективы у «Планетария»?
— Спасибо! Я действительно делала мониторинг, и в каждом фестивале старалась увидеть что-то интересное. Но в первый раз, когда ещё не наработан опыт, мне было очень важно почувствовать свободу выбора! Поэтому пока мы ни на кого особо не ориентировались, знали, что мы первые, мы удивим зрителей, и всё будет по-новому.
Из российских фестивалей я знаю «ЭкоЧашку», а из европейских — сеть «зелёных» фестивалей «Green Film Network». «ЭкоЧашка» показывает документальные фильмы, а нам кроме документального жанра хотелось также показать разные кинематографические формы, целую палитру. Хотя, конечно, среди документальных фильмов тоже есть очень разные ленты, например три наши полнометражные картины совершенно не похожи друг на друга.
Но вот эта сеть … «Green Film Network». В перспективе было бы здорово в неё войти! Даже просто факт, что Беларусь представлена на международной экологической киноплощадке, был бы важен. И важно показать коллегам, что у нас тоже кто-то этим занимается. Но пока это всё только в перспективе.
Когда я смотрела, кто входит в «Green Film Network», было интересно, как оформлены сайты фестивалей, в чём их особенности в разных странах, как они описывают свои миссии. Мне понравился фестиваль «KLEFF» в Куала-Лумпуре (Малайзия) — очень неформальный, яркий, и делается, кстати, в совсем небогатой стране. Но у них большая команда, качественный каталог, есть конкурсная программа, и работает жюри.
У нас пока только первый опыт, и наша дискуссия в день беларусского кино — только старт наших размышлений на все эти темы. Чтобы работать дальше, надо развиваться качественно, с профессиональным отношением, с большой ответственностью, и только так мы выйдем на компетентный уровень с конкурсом и т.д. Это большая работа.
Я сразу хотела сделать беларусские показы, и они будут проходить в дальнейшем. Правда, «Киноспринт» уже будет заниматься другими темами. Я поэтому сказала на обсуждении, что мы готовы помогать и участвовать, если у режиссёров будет интерес к экологической теме. Можно работать вместе, главное сейчас — не потерять друг друга.
Мы думали, что у «Планетария» будет более узкая аудитория: наши активисты, друзья, но оказалось, что около 70% людей я не знаю. И сейчас они благодарят, пишут комментарии, добавляются друзья в сети. То, что фестивалю удалось привлечь новую публику, и мы все увидели новые лица, — это очень здорово, я считаю!