12.10.2017 / 15:10

Круглый стол по вопросу развития в Беларуси атомной энергетики прошёл 11 октября в рамках форума «Energy Expo».

Первый корпус признали годным и готовы принять второй

«Сегодня работы ведутся почти на всех зданиях и сооружениях БелАЭС», – говорит Виталий Малишевский, заместитель главного инженера атомной электростанции по инженерной поддержке.

Сейчас выполняются строительно-монтажные работы и идёт подготовка к проведению пуско-наладочных работ. После Нового года АЭС получит канализацию и электроэнергию на собственные нужды, и тогда сотрудники займутся вводом её в эксплуатацию.

По словам эксперта, первый корпус реактора в порядке.

«Нет там никаких проблем. Мы провели работы и приняли решение, что он пригоден», – говорит Виталий.

Напомним, корпус первого реактора уронили и заменили на другой, но и ему не повезло: при транспортировке без защитного кожуха груз зацепил опору контактной сети.

Корпус реактора второго энергоблока ожидают на станции в ближайшее время. Запуск первого энергоблока планируется в 2019 году, второго – в 2020.

Практически нет новостей в отношении стресс-тестов для оценки безопасности при экстремальных погодных явлениях. Они закончены, национальный отчёт находится в процессе подготовки и, как обещает Виталий Малишевский, скоро будет передан для анализа в Еврокомиссию.

 

Переговоры с Литвой откладываются

Литва называет АЭС «новым нетрадиционным оружием России», отказывается покупать электроэнергию и просить другие страны Прибалтики поддержать её позицию. Параллельно идут переговоры с Беларусью, но понимания пока нет.

Год назад директор Департамента Министерства охраны окружающей среды Литовской Республики Виталиус Ауглис сказал, что у наших стран разногласия фактически по всем базовым вопросам, касающимся строительства атомной станции, а встречи для их разрешения «беларусская сторона пытается исполнить формально, для птички».

Всего в прошлом году прошли две встречи-консультации по вопросам строительства беларусской АЭС. Что дальше?

«Встречи не возобновились, хотя планируется третий раунд и было достигнуто понимание, что он нужен, – отвечает на вопросы журналистов Надежда Зданевич, консультант управления регулирования планируемой деятельности и информации Минприроды. – Беларусь неоднократно направляла приглашения литовской стороне по восстановлению переговорного процесса, но на данный момент по инициативе Литвы он откладывается».

 

Куда сложить ядерные отходы? Пока неясно

Следующий горячий вопрос – хранение ядерных отходов. Пока Беларусь сооружает временное хранилище (до 10 лет), но дальнейшая стратегия в этом вопросе до сих пор неясна.

«Минприроды будет участвовать при выработке единого государственного решения по вопросу, но сейчас вопросом занимается БелАЭС при тесном сотрудничестве с Минэнерго. В данном вопросе оказывает существенную научную поддержку объединённый институт энергетических и ядерных исследований «Сосны», – ответила Надежда Зданевич. На повторный вопрос она ответила: – Всё, что я могу сказать. Прорабатываются вопросы перспективного обращения с отработанным ядерным топливом».

 

Одним НГО доступ к информации, другим – арест

По словам спикеров, проблем с доступом общественности к контролю строительства нет. Главный инженер уверяет, что сегодня осуществляется экологический мониторинг строительной площадки и территорий вокруг.

Его проводят несколько организаций: БОО «Общественная инициатива», Белорусское движение «Отечество», «Развитие XXI век», МОО «Интеллект. Информация. Прогресс».

«Это независимые организации», – говорит зампредседателя Совета БОО «Экологическая инициатива» Ольга Волкова.

Вместе с тем, по словам участников Беларусской антиядерной кампании, организация «Экологическая инициатива» – яркий пример прогосударственной НГО. Её глава, Юрий Соловьёв, ранее возглавлял БПСМ – союз, который появился вслед за комсомолом.

Ольга Волкова уверена: любая желающая НГО может присоединиться к мониторингу. Как? «Связавшись с нами», – говорит она.

В то же время другая часть экологических НГО утверждают, что доступ получить практически невозможно, а на них самих оказывается давление. Четыре человека были арестованы при попытке передать в посольство России петицию против строительства АЭС.

Факт нарушений был признан на Встрече сторон Орхусской конвенции в сентябре в Черногории, и не был оспорен делегацией Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

 

Институт социологии о происшествиях: «Сглаженно, но сообщать об этом»

Тем не менее, Ольга Волкова отметила: «Основые проблемы в области информирования населения очевидны. [Одна из них] – недостаточная степень доверия к официальной информации. Причиной этого я вижу некоторую закрытость отрасли в части предоставления информации».

По её словам, сегодня можно «видеть постоянно публикации в прессе, которые несут поток негативной и ничем не подтверждённой информации».

Проблемы с информированием подтверждает и исследование Института социологии НАН, который с 2005 года по настоящее время занимается изучением общественного мнения по поводу строительства АЭС.

Согласно результатам, население по-прежнему считает, что информации по теме мало, некоторые даже утверждают, что она практически отсутствует – это значительная часть 16,7%. Лучше всего с информированием в Минске и Островце. Причём в столице больше всего недовольных, а в Островце – меньше всего.

«Население также отвечает, что информация в СМИ не объективна, а подаёт положительные стороны строительства, – говорит Елена Мартищенкова, научный сотрудник отдела социологии социальной сферы Института социологии НАН Беларуси. – Для того, чтобы население адекватно воспринимало и смогло выразить своё мнение, информация должна быть более объективной. Если что-то случается – это надо показать. Не кричать на каждом углу, как-то сглажено, но сообщать об этом. Чтобы об этом не сообщала [первой] та же литовская организация, которая утрирует».

 

Гость круглого стола: их задача – построить АЭС и не отвлекаться

По данным исследования, примерно половина населения Беларуси за строительство АЭС, около 20% являются ярыми противниками и треть граждан не определилась.

Среди сторонников больше мужчин. «Это не ново – женщины чаще обладают технофобиями, а мужчины больше разбираются в технике», – говорит Елена Мартищенкова.

Строительство АЭС позиционируется как процесс, открытый для общественности: все могут обращаться в Общественный центр в Островце, чтобы в обществе сформировалось правильное мнение по всем аспектам.

Информирование отчасти работает, но оно всё ещё несовершенно. Круглый стол завершился спичем одного из гостей.

«Вы обещали обсуждение! И чёткая позиция тех, кто представляет информационный центр: «Нам не до этого». Обратиться куда-то в принципе невозможно», – говорит Сергей Егоров, посетитель круглого стола из ЧТУП «Сантехспецназ», Минск.

Он предлагал использовать ВУЗы как площадку для решения части вопросов, связанных с работой АЭС, но пришёл к выводу, что в приоритете строительство АЭС, на контакты же с людьми времени нет: «Вам говорят: «Обращайтесь на прямую линию». А как только формулируешь вопрос – говорят: «Обратитесь в письменном виде». Десятки, сотни людей писали. А теперь всему обществу можно задать вопрос: где та среда, где предложения прорабатываются коллективно и в контексте существующих задач?

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость