Санкции и отказ от российского углеродного топлива наконец поставили перед правительствами европейских стран энергетический вопрос, решение которого все как-то старались отложить.
Как оно часто в жизни бывает, решение пришлось принимать в непростой ситуации. С одной стороны, цели достижения углеродной нейтральности в 2050 году были поставлены за два года до начала войны. С другой, многие программы энергетического перехода пришлось ускорить на фоне санкций против России, вторгнувшейся в феврале этого года в Украину.
Действительно ли Германия не сможет справиться без газа?
О том, что немецкая экономика не может представить себя без российского природного газа, говорят еще с зимы. На самом деле, вопрос был озвучен еще до начала вторжения в Украину.
Во время обсуждения планов Зелёной таксономии, Германия однозначно дала понять – на фоне отказа от атомной энергетики в этом году именно газ должен стать определяющим для страны энергоресурсом.
Правительство Германии и крупные промышленники заявляют, что без газа страна просуществовать не сможет. По крайней мере при сохранении нынешнего уровня жизни и темпов развития.
Однако если разбирать этот вопрос внимательнее, то все не так однозначно.
7 июня при поддержке Heinrich-Böll-Stiftung прошла онлайн-дискуссия, посвященная возможности отказа от газа – «Проблемы газоснабжения Германии во время войны в Украине» (Germany’s Gas Supply Challenge at Times of War in Ukraine).
На встрече выступили как представители Украины, так и Германии. Причем были представлены как интересы министерств, так и общественных организаций.
От лица Министерства энергетики Украины, например, выступил Ярослав Демченков. Со стороны немецкого правительства высказалась депутатка Бундестага от Альянса 90 / Зелёные Ингрид Нестле, спикер по вопросам Климата и энергии. Общественные объединения и независимых экспертов представили, в том числе, Евгения Засядко из украинской общественной организации «Экодия» и Георг Захман из исследовательской центра «Брегель».
Общим тезисом для всех выступающих стало утверждение, что выстраивать энергетическую безопасность Германии с учетом поставок газа из России будет неверным решением. Во-первых Россия – агрессор, который вторгся на территорию суверенного государства.
Во-вторых, практически отсутствует доверие к поставщику, который использует энергоресурсы в политических целях, нарушая установленные договоры. Как уже было показано в этом году на примере Польши и Болгарии, Россия может в одностороннем порядке сократить или даже прекратить поставки.
В-третьих, как отметил Казимир Лоренц из Aurora Energy Research, Германия инвестировала большое количество средств в возобновляемую энергетику. Это позволяет определять газ как «временную меру» и сегодня вопрос стоит только в ее краткосрочности. Чем быстрее страна преодолеет этот промежуточный этап, тем будет лучше с точки зрения энергетической безопасности.
Разработка альтернативных цепей поставок, таких как LNG (сжиженный газ) или использование стратегических месторождений позволит сократить зависимость от российского газа, однако эта инфраструктура также не должна встраиваться в основание энергетической политики.
Для всей Европы принципиально важно, чтобы Германия сохранила свои климатические амбиции, сделав ставку именно на программы энергоэффективности и ВИЭ (возобновляемые источники энергии). Обусловлено это тем, что ее экономика не только является определяющей в Европе, но и более всего ориентированной на переход к зелёной энергетике. Подтверждают это и частные исследования.
Вместо углеродного топлива – возобновляемое
В том же июне 2022 года Zero Emission Think Tank опубликовал исследование «Германия: незамедлительная энергетическая независимость от импорта российского углеродного топлива возможна только за счет возобновляемой энергетики и массового сокращения расходов» (Germany: Immediate Energy Independance from Russian Fossil Fuel Imports only by Renewable Energy and Massive Energy / Cost Savings). Его задачей было показать, что активное развитие программ энергоэффективности и использование ВИЭ позволит не только достигнуть энергетической независимости, но и положительно повлиять на вопрос изменения климата. Исследователи назвали этот подход «серебряной пулей» энергетики.
По мнению авторов исследования, проблема отказа от углеродного топлива – это вопрос отложенного решения.
Так, первый энергоэффективный дом был построен в Скалистых горах США Амори Левинсом еще в 1983 году. Срок в сорок лет должен был стать достаточным для развития технологии. Однако «зависимость» общества в целом и в частности строительства от старых методов привели к тому, что когда стало «действительно нужно» отказаться от углеродного топлива, вдруг возникло стойкое ощущение, что это невозможно.
Вместо того, чтобы строить энергоэффективные дома, мы обсуждаем, насколько это «дорого».
По мнению немецких исследователей сама ситуация выглядит достаточно парадоксально. Вместо того, чтобы подобно Амори Левинсу не платить за отопление, мы жалуемся на большие счета.
При этом утверждение, что использование углеродного топлива дешевле, нежели возобновляемая энергетика, является только установкой и никак не подтверждается долгосрочными расчетами. Эту логику активно подкармливают лоббисты углеродной энергетики.
Так, исследования, проведенные Марком Якобсоном из Стенфордского университета, показывают обратное. Использование возобновляемой энергетики не только дешевле, но и безусловно полезнее для смягчения изменения климата. Чтобы подтвердить это и не оставаться лишь на теоретическом уровне, а действительно показать эффективность ВИЭ, Якобсон поучаствовал в запуске международного проекта The Solution Project.
Однако все эти проекты упираются в один забор – необходимость энергетического перехода, который потребует от правительств Европы даже не столько крупных финансовых вложений, сколько перенастройки системы. А это всегда тяжело.
Представьте, что вы всю жизнь работали за старым компьютером со старой операционной системой. Вы привыкли к нему, пускай он тормозит, зависает и в целом отнимает у вас больше сил и времени. Но вы не решаетесь купить новый. Скорее всего не потому, что у вас денег нет, а из-за боязни, что все придется перенастраивать.
Нечто подобное происходит и с европейскими правительствами. И с Германией в частности. С одной только оговоркой – они еще два года назад заявили, что планируют выбрасывать «старые компьютеры» и покупать новые, углеродно нейтральные. Правда, пришлось делать это быстрее, чем планировали.
Неужели отказаться от газа и нефти – это только перенастроить систему?
Zero Emission Think Tank разработали план, который предполагает развитие трех основных направлений и даже не включает использование морских терминалов сжиженного газа (LNG):
- подключить существующие биогазовые установки к сохранившейся с «газовых времен» системе трубопроводов;
- заменить системы газового отопления в 3,3 миллионах немецких домов 330 тысячами тепловых насосов;
- утеплить 4,8 миллионов домов подручными средствами по принципу DIY.
Кроме значительного уменьшения расходов, это также позволит в течение года сократить объемы производимых Германией парниковых газов на треть. Что сделает страну одним из лидеров климатической политики.
Исследователи рассчитали, что комплексный подход позволит отказаться от российского углеродного топлива уже в этом году. Основной акцент в преддверии отопительного сезона должен быть сделать на утеплении помещений самими гражданами. Это вполне реально, так как социологические опросы показывают: 87% немцев поддерживают как программы по энергоэффективности, так и переход к возобновляемой энергетике.
Отражает это и программа «80 миллионов вместе меняют энергетику» (80 Millionen gemeinsam für Energiewechsel). Ее инициировало немецкое правительство с целью популяризировать среди населения идеи энергоэффективности.
Ранее вице-канцлер Германии, министр экономики и защиты климата Роберт Хабок призвал население уменьшить потребление энергии. В частности, повысить температуру кондициионирования воздуха летом с 22 до 26 градусов, модернизировать систему отопления, отказаться от дополнительной подсветки в ночное время. Примечательно, что первым делом все эти меры политик приказал реализовать в самом министерстве. Чтобы оно показало пример для граждан.
Споры относительно того, сможет ли Германия и Европа пережить зиму без российского газа, могут продолжаться вплоть до следующей весны. Многим лоббистам они выгодны для того, чтобы продвигать свои собственные интересы. Например, адвокатировать углеродное топливо, продажи которого сегодня уже бьют рекорды. И тем самым подпитывать зависимость от «старого углеродного компьютера».
Но главное то, что немецкие политики и эксперты в один голос признают опасность и невозможность выстраивания экономических взаимодействий со страной, которая нападает на соседнее государство и в одностороннем порядке нарушает обязательства. А также подтверждают ставку на возобновляемую энергетику и развитие программ энергоэффективности.
Читай подробнее:
- Зелёные победили. В 2022 году Германия выведет из эксплуатации свою последнюю АЭС
- Откажется ли Евросоюз от газа и атома?