10.03.2015 года
На корректировку ПДП не было средств
Возведение двух жилых 19-этажных объектов по Васнецова-Плеханова стало одним из очередных «подарков» Минска своему водно-зелёному диаметру. Первый дом ввели в строй в 2014 году, на строительство второго уже год прокуратура наложила вето. Причиной стал бурный протест местных жителей. Они возмутились тем, что план детальной планировки (ПДП) не соответствует масштабам реальной стройки: дом вырос на 10 этажей выше, чем планировалось.
Не было денег на корректировку ПДП, сделанного на несколько лет раньше, чем проект домов, а Мингорисполком уже приказал строить, — именно так объясняет казус представитель застройщика «Атлант-М Строй» Максим Агеенко.
«До начала строительства мы обращались в Мингорисполком. Там сказали, что старую документацию необходимо корректировать. На тот момент на корректировку не было средств, и этот вопрос отложили», — объяснил он.
Максим Агеенко. Фото tut.by с собрания 24 июля
19 этажей — пониженная этажность или нет?
Из-за жалоб ПДП ушёл на доработку, и его изменили. Но новый вариант не согласовало Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в начале 2015 года, а потенциальные владельцы квартир на форуме начали выяснять, кому в частном секторе дома испортили пейзаж.
Причин несогласования было несколько. Первая — то, что дома здесь могут строиться только пониженной этажности. «А нигде не написано, что это такое, — комментирует Григорий Фёдоров, юрист ОО «Экодом». — Поэтому застройщик говорит, что 19 этажей — это и есть пониженная этажность, а Минприроды утверждает, что это не так».
Высокие дома у водно-зелёного диаметра нарушат ход воздушных потоков, так как обсуждаемая территория находится в воздушном коридоре первого порядка, утверждают экологи. По словам Людмилы Кравчук, сотрудницы Института природопользования НАН, из-за высотной застройки свежий воздух просто поднимается вверх и к людям не попадает.
По коридору из пригородных зелёных зон он поступает в Минск вместе с течением реки. И так же уходит загрязнённый воздух. Это особенно важно для ряда столичных районов, как, например, Заводского, в котором повышенное загрязнение твёрдыми частицами.
Часть парка планируется забрать под автостоянку
В изменённом ПДП некорректно отображается существующая застройка и реальная территория размещения объектов: строительство заняло больше, чем отведённые 2,4 гектара. Причём часть «лишней» территории занято котельной уже построенного дома, которая выходит на ландшафтно-рекреационную зону. Эту же зону продавцы квартир рекламируют в своих объявлениях. В ЛР-зоне находится также часть запланированной плоскостной автостоянки.
Вид из окна, объявление на realt.by
Генплан Минска 2010 года запрещает там размещение капитальных строений, а КУП «Зеленстрой Заводского района г. Минска» в мае 2015 года предоставило информацию о том, что выделенный участок на самом деле входит в сквер «Слепянской водной системы в границах ул. Ванеева — ул. Малинина».
В то же время по решению Мингорисполкома в феврале 2014 года застройщики получили участок территории сквера для строительства парковок, что также запрещено генпланом.
Экспертиза, которая определила часть сквера под котельную и парковку
Григорий Фёдоров отмечает в заключении Госстройэкспертизы фразу о том, что может быть рассмотрена возможность подкорректировать ЛР-зону через ПДП.
«Это странная рекомендации, которые экспертиза вообще не должна давать. Она должна работать в рамках ПДП и генплана. Это заключение, по моему мнению, противоречит законодательству. Но если бы не решение прокуратуры, застройщик строил бы дальше», — говорит он.
Изъятие территории из ЛР-зоны производится не через ПДП, как в данном случае, а только указом президента. Такого указа не было.
«Не знаю, как им удалось получить положительное заключение государственной строительной экспертизы в 2013 году», — недоумевает Григорий. Оно на данный момент является фактически единственным разрешением строить дома.
При подготовке к застройке общественное обсуждение проводились не в должном порядке — путём информирования, а не работы комиссии. Это в данном случае не отмечается в решениях чиновников ввиду более существенных нарушений, но, по мнению Григория Фёдорова, также является важным.
Юрист: У застройщика не хватает рычагов влияния
Этот случай отражает общую тенденцию: «Не осталась в Минске свободных участков кроме ландшафтно-рекреационных зон, — говорит юрист ОО «Экодом». — Тенденция выражается в том, что обычно изменяется генплан Минска. Это происходит путём принятие указов, изменяющих указ, которым генплан был утвержден. Эти изменения почти идентичного характера: изъять кусок ЛР-зоны и там строить», — описывает схему он.
Отель «Пекин»
Сооружение отелей «Пекин» и «Кемпински» из того же ряда. Но случай с 19-этажками показывает конфронтацию госорганов.
«Если такой указ не появился до сих пор, и Минприроды категорически против подобных изменений, то это значит, что у застройщика не хватает рычагов влияния», — считает Григорий.
Сейчас местные жители собрали порядка полутысячи подписей против строительства домов и отправили в Администрацию президента. Но, по словам эксперта, ситуация с домами неустойчивая, потому что прокуратура полномочна в любой момент отменить своё решение.