Эксперты университета ООН и Интерпола делают неожиданный вывод — скорее плохо. Это частный случай «утечки электронного мусора», которая ведёт к загрязнению планеты. Они опубликовали доклад, где утверждается: 65% электронного мусора из Европы — списанных компьютеров, принтеров, микроволновок и холодильников — уезжает в третий мир или просто перерабатывается неправильно в самой Европе. Речь идёт про 6,2 миллиона тонн электроники в год, а ущерб экономике Евросоюза составляет до 1,7 миллиарда евро. На эти деньги можно запустить два зонда New Horizons к Плутону или выдать 1700 миллионных грантов научным лабораториям, пишет Geo.ru.
Но в пересчёте получится всего 28 евроцентов за килограмм электронного мусора. 56 евроцентов за двухкилограммовый списанный ноутбук. В третьем мире — целый и с запущенным образовательным софтом – он способен принести больше пользы, чем пол-евро прибыли от размолотых в крошку микросхем. Экономический парадокс?
«Зелёную» идеологию обращения с мусором хорошо описывает «принцип трёх R»: Reduce (тратить меньше ресурсов), Re-use (использовать заново) и Recycle (перерабатывать). Из них легко поставить на поток и практиковать в промышленных масштабах только третье R — recycling, то есть переработку. Для переработки придумана логистика и построены заводы.
Отправить ноутбук в третий мир, чтобы там им пользовались дальше — это, очевидно, второе R из трёх (re-use). Но тогда требуется масса дополнительной работы, которую не автоматизируешь, в отличие от выварки микросхем в кислоте. Кто будет искать ребёнка в Африке, которому необходим именно этот принтер с треснувшим картриджем? Кто организует доставку?
Чёрный рынок, который распределяет те самые 65% «электронного мусора», своим существованием доказывает: спрос есть и есть люди, готовые взять логистику в свои руки.
В 2013 году вышла книга «Мусорная планета» Адама Минтера, который съездил в Китай посмотреть, как айфоны с разбитым стеклом разбирают на запчасти, а из трёх испорченных компьютеров собирают один рабочий. Но оказалось, что в целом эта индустрия грязная, дымная и бесповоротно экологически вредная. Чтобы откопать среди списанных один годный ноутбук или одну годную запчасть, нужно на старте иметь десять условно-негодных — и потом куда-то девать оставшиеся девять.
Кроме того, чёрный рынок «электронного мусора» делает выгодным свобода от обязательств. Кто даст гарантию, что гаджет списали не из-за неявной поломки и что он не убьёт нового владельца током? Ещё и поэтому раздавать старую электронику бедным так же неэтично, как кормить бездомных едой с истёкшим сроком годности. Если не уверен в качестве — лучше сжечь.
Наконец, когда ноутбук в конце концов — пусть не сразу, а через пять лет — выйдет из строя в китайской или африканской глуши, можно быть уверенным, что он попадёт не на специальный завод по переработке ноутбуков, а на обычную свалку. И там его батарея будет медленно разлагаться, загрязняя почву тяжелыми металлами. Даже простые батарейки содержат ртуть и кадмий, и уже одной запросто хватит, чтобы испортить много кубометров грунтовых вод.
Смотреть, как ломают ещё годные вещи, нам психологически тяжело — как на бульдозеры, которые раскатывают гусеницами по грязи еду. Но в случае с «электронным мусором» это, кажется, просто меньшее зло.
Кстати, Франция объявила войну недобросовестным производителям техники, которые прибегают к технологии «запланированного устаревания» и стараются делать вещи так, чтобы те как можно быстрее выходили из строя и требовали замены.
Зелёный портал рассказывал о том, что голландская компания «Fairphone» недавно представила следующее поколение своих смартфонов — «Fairphone 2». Новый смартфон экологичный честный.