Ещё в 2014 году Минский зоопарк озвучил намерение открыть Центр по спасению и реабилитации диких животных, попавших в бедственное положение. Однако до сих пор приют не работает. Дальнейшую судьбу данной инициативы обсудили на заседании межведомственного совета по реализации конвенции о биоразнообразии.
В Минском зоопарке центр начали строить в 2014 году. Работа велась по поручению Минприроды и Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. Однако возникли трудности: в процессе строительства возник вопрос о правоверности размещения центра на территории зоопарка.
Камнем преткновения, по словам исполняющего обязанности директора Минского зоопарка Александра Сафронова, стал порядок поступления животных в учреждение, который регламентирован ветеринарно-санитарными правилами. Правила устанавливают обязательные для соблюдения требования к условиям выращивания животных и к проведению ветеринарных мероприятий в зоопарках (зоопитомниках).
Согласно пункту 31 главы 3 Постановления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь № 17 от 12 марта 2012 года, животные, поступающие в зоопарк или подлежащие транспортировке, должны сопровождаться ветеринарными документами. Соответственно, поступление пострадавших птиц и других животных возможно только с необходимыми ветеринарными документами об отсутствии инфекционных заболеваний.
«Естественно, мы опасаемся за животных, которые содержатся на территории зоопарка. Сейчас в нашей коллекции около 500 видов, многие из которых занесены в Международную Красную книгу и Красную книгу Беларуси. И зачастую отказываем в принятии диких животных с рук, так как есть угроза распространения птичьего гриппа, бешенства или других заболеваний. Если инфицированное животное попадёт на территорию зоопарка, для нас будут катастрофические последствия — вероятность заражения всей коллекции и вплоть до закрытия учреждения. Но, с другой стороны, такие меры подрывают саму идею существования подобного реабилитационного центра. Ведь люди приносят раненых животных в зоопарк напрямую, не имея при этом на него ветеринарного свидетельства. Поэтому сегодня мы хотим услышать принципиальное решение: центру быть или нет», — акцентировал внимание Александр Сафронов.
Начальник управления контроля за противоэпизоотической и профилактической работой Департамента ветеринарного и продовольственного надзора — госветинспектор Минсельхозпрода РБ Александр Ляховский подчеркнул, что это международное требование. Любое животное является объектом ветеринарного надзора, поэтому должно сопровождаться ветеринарно-сопроводительными документами. При этом данный вопрос не обсуждался с ветеринарной службой города, которую даже не поставили в известность о строительстве реабилитационного центра.
«Насколько мне известно, там есть только клетки для содержания животных, не выделено карантинного помещения, а попасть в центр можно, только минуя зоопарк. При таком режиме приёма учреждение должно иметь дополнительное карантинное помещение, с отдельным входом. Нужно решать вопрос или с перепланировкой данного объекта, или режимом приёма животных. Последнему, кстати, можно поучиться у «Фауны города»: начиная от внешнего осмотра и заканчивая заключением. Этот макет правил по приёму животных можно применить и в реабилитационном центре», — отметил представитель департамента.
Решающее слово было за замминистром природных ресурсов и охраны окружающей среды Игорем Качановским. Он подтвердил, что приют откроют, как только решится возникший вопрос.
«Переносить центр в другое место экономически нецелесообразно. В зоопарке есть штат, ветеринары, которые раз в два месяца могут принять раненую птицу. Понимаете, минчане всё равно будут нести животных именно в зоопарк. Так пусть лучше их передадут в руки специалисту, чем подбросят на территорию. Раз деньги вложены, объект построен, давайте вместе отработаем его режим: какие должны быть указатели, требования карантина. Если нужно что-то дополнительно достроить, будем искать средства», — подытожил он.