Завтра катастрофы не будет
Опустынивание — бич не только Средней Азии или Африки. В Беларуси 1 миллион га может подвергнуться ветровой эрозии и 556 000 — водной. А с 1970 по 2015 годы на территории страны учёные зафиксировали около 350 пыльных бурь.
Солигорск, буря в 2015 году
Но в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды обнадёживают:
«В ближайшее экологическая катастрофа в связи с этим явлением нам не грозит», — уверен представитель Минпироды Андрей Кузьмич, заместитель начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия.
О чём речь?
Опустынивание происходит по причине деградации почв — изменения их структуры и объёма за счёт обеднения. Проще говоря, когда на землях уже не могут расти растения или находиться люди.
Радиоактивные почвы считаются деградированными. Если вы видите ветер, поднимающий клубы песка и пыли с поля, — с этими землями тоже вряд ли случится что-то хорошее. Ветровая эрозия чаще всего наблюдается на бывших торфяниках.
В мире опустынивание является проблемой. Большая часть развивающихся стран не может себе позволить увеличивать количество пахотных земель: свободных нет, есть лишь непригодные к использованию. Такая ситуация в Южной Азии, на Ближнем Востоке, в Северной Африке.
Население планеты растёт и насчитывает уже более 7 миллиардов. К 2050 году только для того, чтобы удовлетворить спрос на продукты питания, объём производства сельскохозяйственной продукции в мире должен увеличиться на 60%, а в развивающихся странах — почти на 100%.
Но не все печалятся, кое-кто ищет выход. В Научно-практическом центре по биоресурсам НАН РБ уверены, что беларусы будут есть насекомых. А бизнесмен Сергей, о котором мы писали два года назад, всё-таки смог создать сверчковую ферму и сейчас развивает её. Говорит, на вкус жареные сверчки с солью похожи на чёрные семечки с кожурой.
Откуда это?
Почвы могут деградировать при неправильном использовании осушенных болот, деградации при добыче полезных ископаемых, пожарах, подкислении, подтоплении — всего существует 20 форм деградации:
-
водная, ветровая, агротехническая эрозия почв;
-
химическое, в том числе радионуклидное загрязнение земель/почв;
-
деградация и ухудшение свойств почв, особенно торфяных, при их сельскохозяйственном использовании;
-
деградация земель в результате добычи торфа, строительных материалов, проведения работ, дорожного и других видов строительства, а также их затопления и подтопления;
-
деградация торфяных почв на осушенных болотных массивах в результате торфяных пожаров;
-
деградация земель лесного фонда в результате нерационального лесопользования и лесных пожаров;
-
деградация земель при чрезмерных рекреационных, технических и других антропогенных нагрузках на земли/почвы.
«Белводхоз»: мелиорация нужна для продовольственной безопасности
Мелиорированные земли находятся в зоне риска, особенно те, за которыми не следят должным образом.
Госорганизации стараются: за 2016 год сделано новых и реконструировано старых мелиоративных систем 37 400 га. Новых из них 3000-4000 га. К концу 2020 года введут в эксплуатацию 179 000 га реконструированных мелиоративных сельхозземель. Но «Белводхоз» интерпретирует ситуацию чуть иначе:
«Количество пахотных земель сельхозназначения уменьшается. Для обеспечения продовольственной безопасности единственный путь — улучшение плодородия почв. В нашей ситуации это мелиорация», — делает вывод Виктор Мельник, заместитель директора по механизации.
Закисление почв и доля гумуса
Для уже используемых почв актуальны проблемы закисления и недостаточной доли гумуса. Закисление можно уменьшить с помощью известкования, но оно сейчас проводится недостаточно, как и внесение органических удобрений для повышения доли гумуса.
Как пояснил директор Института почвоведения и агрохимии Виталий Лапа, для производства органических удобрений подходят отходы жизнедеятельности животных с ферм.
На деле не всегда сырьё попадает по назначению, его могут просто сливать в поле.
Закон об органическом сельском хозяйстве: министерство обобщает замечания
Одним из способов предотвращать деградацию земель или восстанавливать их является ведение органического сельского хозяйства.
«Но при неправильном подход негативные последствия тоже могут быть», — говорит Андрей Кузьмич из Минприроды.
Пока в Беларуси намного менее 1% земель занято такими хозяйствами — их несколько десятков. Многие в сфере земледелия вообще не верят, что такое производство реально.
Закон об органическом сельском хозяйстве, который должен был появиться в 2016-2017 годах, находится в разработке. Как сообщил представитель Минприроды, рабочая группа, созданная Минсельхозпродом, занимается подготовкой проекта. На данный момент Минсельхозпрод обобщает поступившие замечания и предложения.
Засушливые года приносят лишние затраты
Ситуацию с почвами и продовольствием усугубляют засухи. Самым сухим за последнее время в Беларуси был 2015 год: летом выпало всего 46% климатической нормы осадков, что значительно повлияло на уровень рек.
В мае 2017 года осадков было в среднем больше. Местами — столько, что хватило бы на две месячные нормы, а где-то — только 10% от неё. Как отмечают в Национальной академии наук, для грунтовых вод в Беларуси в целом характерно снижение уровня.
Низкий уровень осадков заметно влияет на экономику Беларуси — дали оценку осенью 2015 года в Гидромете:
«Валовой внутренний продукт Беларуси на 41,2% формируется за счёт отраслей, которые зависят от погодных условий, — сообщила начальник Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Мария Герменчук. — К примеру, это касается сельского, жилищно-коммунального, лесного хозяйств, а также сферы транспорта».