Прокурор просит признать Латыпова виновным по трем статьям Уголовного кодекса:
— ч. 1 и 2 ст. 342 (Организация и финансирование групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок); — ч. 2 ст. 363 (Сопротивление сотрудникам органов внутренних дел); — ч. 4 ст. 209 (Мошенничество, совершенное в особо крупном размере).
Прокурор запросил для политзаключенного наказание в виде лишения свободы сроком на 8,5 лет в колонии усиленного режима, а также обязать Лапытова выплатить штраф в размере 300 базовых величин.
Напомним, что суд на Латыповым начался 1 июня. На первом же судебном заседании мужчина, которого обвиняют в создании протестного Telegram-чата, организации массовых беспорядков, изготовлении оппозиционной символики, и сопротивлении сотрудникам милиции при задержании, заявил о давлении и пытках и попытался покончить собой.
Латыпова прооперировали и отправили на судебно-психиатрическую экспертизу в Новинки. После чего суд над ним было решено продолжить.
Латыпова задержали 15 сентября 2020 года, когда он охранял мурал с «диджеями Перемен» от уничтожения силовиками. Они требовали отойти от стены, а он просил их сначала представиться и показать документы. Тогда его схватили. В его квартире сразу же был проведен обыск.
Затем адвокат сообщил, что Латыпов задержан как подозреваемый по уголовному делу об организации массовых беспорядков по ст. 293 УК.
По телевидению также были показаны обвинительные сюжеты о Степане Латыпове. Ведущие новостей и анонимный сотрудник ГУБОПиК утверждали, что Латыпов является координатором массовых беспорядков, занимался сбором средств на подрывную деятельность по дискредитации органов власти и милиции, размещал на фасадах зданий «запрещенную символику и муралы».
Кроме того, на телевидении заявили, что Латыпов подозревается в «организации незаконного канала поставки в страну опасных химикатов» и имел намерение использовать отравляющие вещества против сотрудников милиции. По мнению химика, проанализировавшего сюжеты, такие заявления не выдерживают никакой критики. Сами вещества, показанные и названные в кадре, вполне легальны, не являются опасными ядами и могли использоваться Латыповым в его работе.
Степан Латыпов признан политическим заключенным.
в своем последнем слове в суде Латыпов рассказал, что в этой машине силовики начали избивать его.
«Включили радио на всю громкость и начали меня бить. Никогда в жизни мне не было так страшно. Люди в масках били руками, ногами, дубинками. Все вместе и по одному. Выкручивали руки, ноги за спиной, ласточкой, избивали кулаками и ладонями по ушам так, что в голове как будто взрывалась граната», — вспоминал Латыпов.
По его словам, силовики били его в том числе по ягодицам, стараясь при этом не оставлять синяков: «Я кричал, задыхаясь в черном пакете, а они смеялись. Говорили: "Учим алфавит. Сейчас спрашиваем букву "Аааа", и начнем учить "Б"". Говорили: "Не кричи, твоя Тихановская не услышит", но я продолжал кричать. Я кричал и думал, очень хорошо, что взяли меня — мало кто из соседей в Беларуси выдержит это». Силовики постоянно повторяли имя Степана, чтобы он не потерял сознание.
«Когда было особенно больно, я вспоминал слова матери, она учила меня говорить себе: "Я маленький-маленький ежик, мне совсем не больно", — рассказывал Латыпов. — И это в какое-то мгновение помогало мне».
Степану Латыпову - 41 год.Он родился в Брестской области, учился в беларусской школе. Родители – биологи. Степан по профессии арборист, а также промышленный альпинист пятого разряда, рассказывала о нем беларусская служба Радио Свобода.
Арборист – очень редкая профессия для Беларуси, таких специалистов в стране около 50. В Европе арбористов называют "древесными хирургами": их задача – не срубить дерево, а спасти его. Знания о деревьях Степану передали его родители-биологи, а также учебники.
Степан прошел профессиональную подготовку и сертификацию в Великобритании, имеет сертификат IRATA (для выполнения работ на высоте).