Месторождения использовать до конца
Итак, в 2016 году Минприроды традиционно занималось наведением порядка на земле. И это не только выявление несанкционированных свалок, но и судьба внутрихозяйственных карьеров. Ведь землю нужно своевременно рекультивировать.
Следующим по приоритетности оно считает вопрос рационального использования разведанных месторождений полезных ископаемых.
«Большинство карьеров открыто. И каждый из них необходимо использовать с максимальной эффективностью вместо того, чтобы создавать новые. Рекультивации не подлежат те карьеры, где есть ещё полезные ископаемые», — отметил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Андрей Ковхуто.
Мусора не стало меньше
Мусор надо выносить, поэтому на пристальном контроле Минприроды остаётся вопрос сбора и утилизации отходов. Установка контейнеров для раздельного сбора мусора выполнена на 194%. Тем не менее с каждым годом отходов не становится меньше. Не изменяется и объём их образования (около 80% — отходы производства, 15% — потребления). А доля захоронения строительного хлама варьируется в зависимости от региона: от 1,6% в Брестской области до 60% — в Витебской.
Отчасти причиной такого положения вещей выступает неэффективная работа сортировочных станций. В Минприроды считают, что проблему можно устранить, если проработать рынки сбыта вторичных ресурсов.
8,4 млн долларов на СОЗ
И это не весь список вопросов, волнующих ведомство и население. Например, так называемые стойкие органические загрязнители (СОЗ) не поддаются утилизации и подлежат либо захоронению, либо транспортировке за рубеж.
Однако вряд ли кому-то захочется жить рядом с местами захоронения опасных химических веществ. Тем более что перспективы их воздействия на окружающую среду не радужны.
Поэтому в целях привлечения средств международной технической помощи и выполнения страной обязательств Стокгольмской конвенции о СОЗ разрабатывается документ «Устойчивое управление стойкими органическими загрязнителями и химическими веществами в Республике Беларусь», который планируется вынести на утверждение Глобального экологического фонда (ГЭФ) в ноябре 2017 года. В случае его одобрения Беларусь получит финансирование ГЭФ для в размере 8,4 млн долларов США.
Глубокий экспортный потенциал
Самая объёмная часть годовых итогов — международная торговля полезными ископаемыми. В прошлом году, правда, интерес потенциальных инвесторов иссяк. Это связывают с ситуацией на мировых валютных рынках.
Тем не менее Минприроды не сдаётся и планирует рост добычи нефти. В 2017 году объём извлекаемого из недр земли «чёрного золота» рассчитывается увеличить до 5000 тонн. Амбициозная задача, если учесть, что прирост 2016 года был всего на 200 тонн. Для достижения цели в перспективных регионах продолжается разведка месторождений.
«Сейчас наши специалисты изучают новую местность, которая предположительно станет местом промышленной добычи нефти. Но утверждать, что это полноценное месторождение преждевременно. Приток есть, пока идёт определение запасов», — отметил Андрей Ковхуто.
В этой ситуации экологов беспокоит строительство инфраструктуры вокруг новых нефтедобывающих скважин. Ведь нефть, так или иначе, нужно транспортировать для последующей переработки. Не нанесут ли новые коммуникации вред экосистеме Припятского Полесья?
Cогласно информации, размещённой на сайте общественной организации «Багна», от деятельности человека в регионе страдают пойменные луга. Их количество сокращается, равно как и популяция населяющих их живых организмов.
Тревожиться пока преждевременно, объяснил Андрей Ковхуто: «В нашей работе с “Беларусьнефтью” есть определенный порядок. После обнаружение месторождения мы определяем его экономическую ценность для страны. Если предприятие имеет неосложнённый доступ к местности, начинается разработка. Безусловно, при этом учитываются все условия безопасного проведения работ. В случае, когда вопрос экономической целесообразности спорный или предполагаемая скважина будет удалена от существующих коммуникаций, место для разработки предлагают инвесторам. Что касается вреда для окружающей среды, существуют технологии, когда буровые вышки стоят прямо посреди поля и никакого воздействия на местную флору и фауну они не оказывают».
Инвестор всему голова
Экспорт экологических услуг для Беларуси — одно из ключевых направлений в современной деятельности Минприроды. И тут оно подразумевает поставки добытых полезных ископаемых и предоставление в аренду месторождений. Второй вариант для представителей ведомства имеет очевидные преимущества, потому как инвестор сам вкладывает средства в строительство необходимой инфраструктуры и вносит плату за пользование землёй. А на выходе получает прибыль о реализации добытых полезных ископаемых.
«В 2016 году 15 месторождений нашли своих хозяев. И это не нефть. Речь идёт о добыче сапропелей, песка и торфа. Заключены договора на сумму 3,5 миллиардов долларов, началась реализация 9 инвестиционных проектов на месторождениях», — отметил Андрей Ковхуто.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды продолжает активно работать над формированием экономической привлекательности недр беларусской земли. Подготовлены инвестиционные предложения по ещё 20 новым предприятиям по добыче и переработке полезных ископаемых.
Лесная кладовая
Не таким популярным, но всё-таки экспортным направлением Минприроды считает продукцию растительного мира: грибы, свежие плоды растений, ягоды, продукты их переработки. Их стоимость в 2016 году составила 53,89 млн долларов.
По мнению экспертов, их биологический запас в дикой природе равен 982 000 тонн, из них допустимые объёмы заготовок — 183 000 тонн. Заготовленное сырьё оценивается довольно заманчиво — в 300-400 млн долларов. Это даёт основания рассчитывать на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Так, для внутреннего рынка цена таких продуктов может быть в 10 раз выше фактической стоимости товаров, для экспорта — не менее чем в 8 раз.
Однако экологи напоминают, что главное — не допускать излишней интенсивности заготовок лесных даров.
Воду мы не отдадим
Неприкосновенным запасом Беларуси можно считать подземную питьевую воду. Особенно на фоне того, что засушливые регионы планеты сегодня готовы за неё платить. Но вода нам самим нужна. Поэтому проводятся наблюдения за качеством и количеством подземных вод, оформляются горные отводы, разрабатывается правовое регулирование их использования. В Минприроды полагают, что это позволит сократить излишнее количество скважин и обеспечить контроль за их использованием.
Переменная успеха
Предметом своей гордости ведомство называет особо охраняемые природные территории, численность которых за последний год выросла до 8,6%. Цифра превзошла установленный показатель национальной безопасности в сфере экологии в 8%. Но и здесь успех относительный. Ведь если взять статистику 2015 года, удельный вес таких территорий по стране уменьшился на 0,13%.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Взлёты, падения и устойчивый оптимизм: Минприроды подвело итоги 2015 года