Хутор Браславская Лука находится на беларусско-литовском пограничье – до пункта пропуска «Видзы» около 15 километров. В непосредственной близости с хутором – большая по здешним меркам деревня Богино.
Через нее местные жители при отсутствии личного транспорта держат связь с большой землей: через Богино несколько раз в неделю по расписанию ходит автобус, на котором можно доехать до соседних деревень и до самого Браслава – столицы озерного края.
В остальное время попасть в Браславскую Луку, как, собственно, и выбраться из нее, можно только на машине. И именно сюда больше четырех лет назад решила перебраться минчанка Ирина Таборовец.
Зелёный портал узнавал у девушки, почему она выбрала деревенский колорит вместо городской суеты и в чем философия ее жизни на уединенном хуторе.
«Главное преимущество перед городом – отсутствие людей», – смеется Ирина.
А еще – близость озера, бабочки и пчелы, длинноногие аисты, гуляющие у домов по вечерам в поисках лягушек, вездесущие трясогузки и ветер в яблонях. На самом деле, для Иры это место – место силы и связано с самыми теплыми, душевными воспоминаниями из детства.
«Браславская Лука – это родина моего отца, здесь жили мои бабушка и дедушка по отцовой линии, поэтому все лето мы с братом проводили тут», – рассказывает девушка.
Старожилы рассказывают, что в свое время были в деревне и клуб, и библиотека, и колхоз. Люди держали хозяйство: кур, свиней, коров. Были большие сенокосы, куда ходили толокой. Но постепенно все это сошло на нет. Колхоза не стало, и люди в поисках работы начали разъезжаться: кто перебрался в город, кто – в соседние деревни.
«Сейчас здесь постоянно живут буквально несколько человек. Летом народу становится чуть больше – за счет дачников и отдыхающих в агроусадьбах. В остальное же время тут, мягко говоря, немноголюдно», – говорит собеседница.
В будни даже летом за полдня редко какая машина проедет мимо. Но зато дважды в неделю наведывается автолавка, раз в неделю – почта. Самых пожилых жителей в деревне регулярно навещает соцработник. Зимой снежные заносы расчищает грейдер. Вот, пожалуй, и вся «цивилизация».
В остальное время есть полное ощущение уединения и тишины. Сидеть на веранде с чашкой кофе или бродить по окрестностям – настоящая медитация для оказавшегося здесь волею случая горожанина. Но любоваться местными красотами тем, кто постоянно живет в деревне, особо некогда – здесь всегда полно работы.
«Нужно все уметь – и не только ухаживать за садом-огородом, но и с газонокосилкой управляться, и орудовать бензопилой. Многое пришлось освоить самостоятельно», – делится Ира.
Что-то далось просто, что-то помог освоить интернет. Например, в родительском доме девушка сама переделывала проводку – до Ириного вмешательства одновременно пользоваться и чайником, и холодильником было невозможно, потому что выбивало пробки.
«Я не боюсь физического труда, очень люблю делать что-то своими руками – от огорода и заготовок на зиму до хэндмейда. В своем время занималась бисероплетением, лепкой из глины, вышивкой», – говорит Ирина.
Но все эти навыки было некуда приложить в городе. А вот в деревне девушка впервые почувствовала, что может полностью выкладываться, работая по хозяйству, ухаживая за участком или занимаясь реставрацией дома.
«Тем, кто хочет жить в деревне, необходимо трудолюбие, – считает она. – А еще не нужно поддаваться стереотипам, что есть мужская работа и женская. У меня много инструментов, и я всеми ими умею пользоваться. Мужчины-соседи в восторге, когда я работаю бензопилой: они готовы любоваться на это часами», – улыбается Ира.
По словам девушки, соседи в деревне – больше, чем соседи, это настоящая родня.
«Мне кажется, в городе эти люди будут выглядеть иначе, чем здесь – здесь они кажутся более настоящими, живыми, без социальных масок. Я социальные маски не люблю.
Это игра. И мне в этом плане в деревне действительно проще, потому что сами люди как будто попроще, добрее и гостеприимнее. Может, близость к природе так действует и оставляет свой отпечаток. А может быть, из-за того, что людей в принципе меньше, нет необходимости без конца себя с кем-то сравнивать и пытаться казаться лучше. Соседи на хуторе – это как близкие родственники».
В этом и плюсы, и минусы. С одной стороны – родная душа, с другой – они могут и бестактные вопросы задавать. Но Ирина относится к такому с пониманием и улыбкой.
Ещё одна местная особенность – заходить в гости просто так, без звонка и без приглашения. Например, просто выпить чаю, и это Ирине очень нравится.
«Это может быть абсолютно незапланированная встреча, но она очень сердечная… При этом много времени я провожу одна, но не чувствую себя одиноко. На контрасте с городом это особенно заметно: там я могу больше общаться с людьми, а вот ощущения другие, как будто качество этого общения страдает, словно оно ненастоящее, искусственное», – рассуждает Ирина.
Как отмечает девушка, большинство близких людей отнеслись к ее выбору перебраться в деревню с пониманием: друзья часто приезжают к Ире в Браславскую Луку. В остальное время она занята приемом отдыхающих в родительском доме.
Ведь примерно за год она основательно его улучшила – разобралась с электричеством и водоснабжением, провела интернет – и теперь сдает его как гостевой, при этом постоянно что-то улучшая и добавляя в интерьер.
Параллельно приводит в порядок дом бабушки – уже для себя. В планах – посадить фруктовый сад на два участка, поставить забор по осени и заготовить впрок дров к холодам – для зимовки на хуторе в условиях печного отопления это самая важная часть. Благо, опыт у Ирины уже есть: минувшую зиму она впервые провела в деревне. Оказалось, не так-то и страшно: топи вовремя печь, убирай снег – и можно дотянуть до тепла.
«Опыт жизни в деревне, особенно зимой, – это про ответственность, – говорит Ирина. – Уходят лишние ожидания от людей. К примеру, если не позвонить в ЖКХ по поводу грейдера, чтобы расчистил дорогу после снегопада, то никто и не приедет, даже если это входит в его обязанности. Поэтому когда тебе что-то надо, то ты сам и решаешь, сам договариваешься, сам делаешь. Ответственность за свою жизнь перед самим собой. Природа учит этому – рассчитывать на себя. Данного навыка, как мне кажется, многим сейчас не хватает».
В теплое время года на своем участке Ирина косит траву, занимается небольшим огородом, создает для дома вещи ручной работы. В последнее время увлеклась выпечкой самодельной яблочной пастилы наподобие знаменитой белёвской.
В сезон наведывается в лес за ягодами и грибами: места здесь – рай для любителей тихой охоты, на обочине лесной дороги можно за час собрать целое ведерко лисичек или нарезать опят. А можно и просто прогуляться на соседнее озеро, по пути запросто встретив косулю или зайца.
Дикая природа – неотъемлемая часть здешних мест. Кабаны, лани и лоси, коршуны, цапли, белки, ежи, летучие мыши, ящерицы, лягушки и полевки – эти и другие обитатели Национального парка «Браславские озера» разрешают людям наблюдать за собой в естественных условиях, подпуская человека порой поразительно близко.
«К примеру, недавно я возвращалась вечером на машине домой и видела на обочине сразу трех лосей.
Конечно, такой контакт с природой не может не впечатлять. И мне это тоже нравится – эта близость воды и леса, чистое пространство, – делится своими мыслями Ирина.
– Здесь очень много красоты – и естественной, и созданной человеком… Мне нравится заехать, скажем, в усадьбу Пляттеров в Опсе – это очень живописное, хоть и запущенное, место. Нравятся панорамные виды на Маяке (гора под Браславом – прим. Зелёного портала).
На машине здесь можно просто ехать по гравийке и наблюдать красивейшие местные пейзажи. И как это не любить? Когда ты каждый уголок знаешь здесь, и он тебе дорог… Для меня жизнь здесь – это в целом про Жизнь. Про чувствование себя и ощущение себя счастливым. Наверное, поэтому я и выбираю деревенскую жизнь. Это радость и контакт с собой».